Woman.ru: Первый же вопрос: что такое дизайн?
Анастасии Ромашкевич: Дизайн — это проектирование. Интересно, что в итальянском слово disegno означает «рисование», а английское design — это задумывать, чертить, создавать план. То есть дизайнер — человек, создающий среду: не только здания и интерьеры, а почти все, что нас окружает. Глобально можно сказать, что любой акт творения — это дизайн.
Сколько дизайнеров нужно, чтобы мы могли держать в руках один журнал — о том же дизайне, например?
Пойдем с конца: во-первых, кто-то должен был спроектировать магазин, где этот журнал будет продаваться, офис редакции, где над ним будут работать, типографию, где происходит печать; во-вторых, промышленные дизайнеры продумали то, как выглядят автомобили, на которых журнал довезут до полок; в-третьих, все люди, задействованные в производстве, во что-то одеты — и это заслуга фэшн-дизайнеров. Наверняка у каждого есть смартфон, ноутбук — результат работы все тех же промышленных дизайнеров, а установленные программы созданы с помощью дизайнеров интерфейсов. И так далее, и так далее, вплоть до тех, кто проектировал упаковку типографской бумаги. И это мы еще не дошли до самого журнала. Здесь не обойтись без графического дизайнера, который занимается версткой, то есть располагает на странице отдельные элементы: фотографии, иллюстрации, текст. Играет со шрифтами. А дальше — наполнение. Безусловно, нужны предметные дизайнеры — они делают вещи, которые стоят в интерьерах: мебель, аксессуары и т.д. А другие дизайнеры проектируют сами интерьеры. Иными словами, дизайна в этом мире очень много, и мы порой не задумываемся, что он окружает нас каждую минуту. Мы часто говорим: «дизайнерская одежда», «дизайнерский интерьер», но на самом деле любой интерьер и любая одежда — результат дизайна. Если говорить грубо, древний человек, который обустраивал пещеру, тоже дизайнер — но слово это довольно новое, вошедшее в обиход в промышленную эпоху, когда появилось массовое, тиражное производство. И здесь мы упираемся в то, что дизайнер — профессия, состоящая в тесном родстве одновременно и с технологиями, и с искусством. Дизайнер — инженер-художник, и в зависимости от того, чем именно он занимается, больше склоняется в одну или другую сторону.
Как стать дизайнером?
Ответ на предыдущий вопрос дает ответ и на этот. Все зависит от того, каким именно дизайнером хочется стать. Обычно в эту профессию приходят через смежные. Если речь о предметном — это художественные училища, если об интерьерном — существуют школы: «Детали», Международная школа дизайна, Британская высшая школа дизайна. Но последние — это в первую очередь дополнительное образование, хотя бывают и программы для детей от 10 лет. Вообще, люди из разных сфер дизайна постоянно кочуют туда-сюда, и в этом нет ничего удивительного, если вдуматься. Например, один и тот же человек может сделать проект условного стула для массового производства, то есть быть промышленным дизайнером, и при этом работать на стыке с искусством, создавая предметы коллекционного дизайна (то, что в обиходе и принято называть «дизайнерской мебелью»). Интерьерный дизайнер тоже существует на стыке — архитектуры и декорирования — и может, например, быть автором тканей или объектов для своих пространств, одновременно решая и их планировку. Это совершенно обычная история.
Есть ли какие-то склонности, особенности характера, которые необходимы для работы дизайнером?
Для дизайнера интерьера и предметного дизайнера точно не лишним будет умение коммуницировать: обычно они сами себе пиарщики. Нужно не только делать сам проект, но и уметь донести его до широкого круга: отправлять работы в СМИ, участвовать в выставках, чтобы потом было что показать потенциальному заказчику. Портфолио очень важно, и чем раньше начнете его создавать, тем лучше. Но вот дизайнеры интерфейсов, графические дизайнеры и т.д. в основном работают в больших командах, поэтому навыки маркетинга для них не настолько принципиальны. Учитывая всеохватность понятия дизайн, каждый может выбрать нишу по себе в соответствии со своими сильными и слабыми чертами. В этом смысле главное — некое художественное чутье и собственно желание создавать.
Что можно сказать о перспективах?
Наверное, где-то существуют дизайнеры, у которых все плохо, и, безусловно, в каждой сфере есть свои звезды, создающие масштабные проекты и получающие соответственно. Но коммерчески успешны и те, кто работает в массовом сегменте. Есть большие бренды, нишевые бюро, и дизайнеры там тоже не бедствуют. Кстати, скажу о том, что знаю лучше всего: интерьерном дизайне. В России недвижимость в основном продается в виде коробки — без чистовой отделки и часто даже вообще без какой-либо отделки. И люди не понимают, что им делать с этими пустыми квадратными метрами. Поэтому у нас сложилась уникальная ситуация: к дизайнерам обращается самый широкий круг людей, а не только самая богатая часть. Сегодня это норма — дизайн интерьера доступен и востребован по всей стране. То есть не обязательно работать с замками и другой роскошной недвижимостью, где конкуренция, конечно, огромна, можно выбрать для себя квартиры и помогать с планировкой и декором обычным людям. Такая ситуация, повторюсь, только в России — и еще, может быть, во Франции, где тоже обращение к дизайнеру за дизайном — как к сапожнику за сапогами, само собой разумеется.
Интервью: Нина Анисимова
Иллюстрации: Ксения Савкина