Образование и баланс

Я глубоко убежден, что человек должен быть всесторонне образован. Математика — крайне важная составляющая такого образования. Но отнюдь не единственная. Еще Платон в Древней Греции строил свою академию на правильном балансе арифметики и геометрии, естественных наук, музыки (гармонии), поэзии и др. Без понимания любой из этих составляющих возникает определенный потолок, мешающий человеку двигаться все выше и выше в осмыслении окружающего мира.

Математика и логика

Многие люди думают, что математика — это скучный набор бессмысленных формул, которые необходимо вызубрить. Но это совсем не так! Математика — это наука о том, как правильно выстраивать логику работы с совокупностями тех или иных объектов. Хороший математик, например, вовсе не обязан уметь быстро считать! В серьезных математических книгах зачастую вы на целой странице не встретите ни одной формулы. Там будут сложные логические выводы, завершающиеся строгим доказательством некоторого факта. И, в отличие от любой другой науки, это доказательство никто и никогда не оспорит, ибо такова природа математики. Умение строить такие рассуждения дает огромные преимущества!  

Кому нужна математика

Разумеется, математика нужна и потому, что в нынешнем высокотехнологичном мире чрезвычайно много всего просто перестанет без нее работать. В обыденной жизни мы сталкиваемся с кучей математических приложений: в тех же смартфонах, которые распознают вашу речь, строят маршруты, угадывают ваши интересы и т.д.; в том же транспорте и строительстве дорог; в передаче сообщений с одного устройства на другое. И прочее, и прочее. Мы с Нелли Литвак книжку написали «Кому нужна математика?». Там совсем на пальцах объясняем, насколько она нужна в современном «цифровом» мире!

Гармония математики

А еще математика прекрасна. Сама по себе. Не потому, что у нее столько приложений. Отнюдь! Напротив, столько приложений у нее оттого, что она прекрасна. Внутренняя гармония математических доказательств доставляет тем, кто научился ее понимать, истинное эстетическое удовольствие. Я часто употребляю такое слово, как «катарсис», имея в виду, что и это чувство вполне может завершать не только греческую трагедию, но и математическую лекцию.

Об уроках

Такие же, как века назад! Идеальный урок математики — это урок, на котором есть наставник (учитель), знающий свою науку, бесконечно преданный ей и всю душу вкладывающий в то, чтобы эта любовь передалась его ученикам. Учитель должен тонко чувствовать каждого из тех, с кем он работает, должен искать индивидуальный подход. Это чудовищный труд! Далеко не каждому он под силу. Все остальное, типа инновационных подходов к образованию и разных «цифровых» примочек, в большинстве случаев от лукавого. Конечно, есть и очень интересные игровые инструменты. Всему этому тоже надо правильно и вдумчиво учиться. Но в основе всего — красивый факт для затравки, который зацепит, и дальше аккуратная его проработка. В математике меловой доски и тетрадки в клеточку почти всегда хватает. Наша цель — сделать все, чтобы из образовательного процесса не уходила его подлинная душа.

Роботы и математики

Мир будущего станет гораздо более технологичен, в простых профессиях человека заменят роботы и ИИ, но креативность, умение нестандартно думать никто не заменит. Отмечу еще, что ИИ — это не какой-то страшный «гомункул». Это тоже набор математических алгоритмов, которые придумывают ученые из университетов и научных институтов, а также исследователи из высокотехнологичных компаний.  

Будущее математики

Я не думаю, что доля людей, которые изучают математику, серьезно изменится. Но мы — популяризаторы математики — сделаем все, чтобы «математические катарсисы» стали доступны максимальному проценту жителей Земли! И думаю, что со временем математика с прикладной и эстетической точек зрения станет только актуальнее.

Иллюстрация: Олег Бородин

Фото: личный архив