Для начала поговорим по понятиям. Что такое творчество и креативный потенциал? Это способность создавать, использовать свое воображение, чтобы сделать что-то другое. Творчество во многом повлияло на процесс эволюции и позволило людям развиваться как виду. Обычно мы ассоциируем творчество с живописью, письмом, скульптурой, архитектурой, литературой и т.д. Хотя в действительности оно охватывает гораздо больше сфер и существующих дисциплин.
Способность творить включает в себя создание новых способов мышления и ведения дел, решение большого спектра проблем. Кроме того, творчество — это уникальный личный опыт, в котором человек чувствует себя комфортно, который позволяет ему выразить себя, стать частью социума и вырасти более здоровой нацией.
В первую очередь мы должны обратить внимание на ошибки наставников (родители, учителя, воспитатели, няни), которые ограничивают творческие способности у детей. Наиболее распространенные из них:
Наказание за творчество. Часто случается, что родители наказывают или упрекают творческие поступки ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда ребенок уклоняется от выдуманных нами правил и не делает того, что мы ожидаем увидеть. Например, раскрашивают солнце в зеленый или синий цвет. В таких случаях мы обычно возражаем им и просим все переделать, окрасив светило в желтый. В этот момент, сами того не осознавая, мы убиваем творческий потенциал.
Давать слишком много инструкций. И снова губительная попытка рассказать ребенку, что «вы знаете лучше» и тем самым взять под контроль его/ее воображение. Губительная практика! Можно немного направлять детей, но всегда оставляйте место для импровизации.
Копирование. Когда мы просим детей копировать или имитировать что-либо «дословно», то считаем, что делаем «как лучше». Задаем «золотой стандарт», прививаем «правильные мысли». Многие ошибочно думают, что подражание способно развить нужный и уникальный навык. Все совсем наоборот! Использовать какой-либо образец в качестве ориентира — нормально, но попросить ребенка скопировать его буквально (например, чей-то рисунок) — значит подрывать креативные способности.
Постоянно требовать от ребенка «нормальности». Помните, что процесс творчества, создания — это значит делать что-то другое.
Посмотрите, каких фантастических успехов добиваются российские спортсмены на Олимпийских играх и мировых первенствах! Так вот, с таким же усердием и регулярностью можно тренировать не только свои мышцы, но и креативность. Известный факт: благодаря творчеству дети становятся более успешными людьми. Не только в арт-среде или литературе, но и в финансовом секторе, и в сфере IT.
Для этого существуют элементарные упражнения, которые можно выполнять как дома, так и в школе. Главный постулат: ребенок видит мир по-другому, — и это совсем не значит, что это неправильно.
Позволяйте детям совершать ошибки. Это один из фундаментальных шагов в развитии креативного потенциала. То, что для нас это может выглядеть как ошибка и отклонение от канонов, для ребенка — лучший способ получить креативный опыт.
Читайте детям сказки перед сном. Это самый элементарный и увлекательный способ включить воображение и накопить творческий ресурс для выполнения различных задач. Отличное упражнение: время от времени просить дочь/сына самому рассказать сказку. В качестве подсказки используйте два-три опорных слова (имя персонажа, место действия, завязка истории…) — остальное они шустро дорисуют в своем воображении сами.
Поощряйте высказанное мнение. Часто в школе или дома ребенку после ответа на вопрос говорят: «Ты не прав», «Что за глупость ты сморозил!» или попросту начинают над ним насмехаться. В большинстве случаев это приводит к тому, что ребенок начинает бояться публично выражать свое мнение. Правильнее всего внимательно выслушать его и попытаться понять высказанную им идею. Родители и учителя должны быть людьми, которые несут ответственность за создание среды, в которой дети могут проявлять творческий подход; места, где в ответ на полет фантазии не будет криков и оскорблений.
Творчество и воображение детей не могут быть ограничены. Поэтому, если ребенок хочет создать историю с предметами или изобразить ее с помощью предметов, это желание следует поощрять и помогать находить нужное для реализации.
Важен процесс, а не результат. Детям необходимо усвоить, что истинное удовлетворение и удовольствие от творчества возникает в процессе, а не в самом конце (как обычно принято считать). Необходимо также ценить время и усилия, затраченные на достижение цели. Только так ваш отпрыск узнает, что настойчивость и терпение являются ключевыми факторами для достижения каждой из целей, которые они ставят перед собой в жизни.
Еще раз напомним о том, что любое творчество способствует умственной «пластичности», позволяет мальчикам и девочкам легко адаптироваться к происходящим в жизни изменениям. Кроме того, это повышает уровень самооценки и делает их более независимыми. Вот почему так важно, чтобы с раннего возраста они развивали свои креативные способности.
Фото: Unsplash