Первая готовность
В столице идут экзамены у 100 тысяч девятиклассников, а также период ЕГЭ у 68 тысяч одиннадцатиклассников. Вместе с началом экзаменов завершился пилотный проект нового формата обучения в старших классах с акцентом на подготовке к ЕГЭ. Одиннадцатиклассники подавляющего большинства столичных школ прошли часть предметов в первом полугодии. С февраля их место заняли специальные практикумы только по тем предметам, которые ребята выбрали для сдачи на экзаменах. На практикумах не было контрольных, а дети с педагогами повторяли сложные темы и разбирали экзаменационные задания. Еще для них впервые провели две волны пробных ЕГЭ по всем предметам. Так ребята смогли в реальных условиях попробовать свои силы без влияния результатов на оценки и понять уровень своих знаний в динамике. Для них также подготовили видеоразборы заданий по всем предметам от лучших учителей в «Московской электронной школе». Такой формат был направлен на то, чтобы уменьшить необходимость посещения репетиторов. В зависимости от результатов ЕГЭ будет принято решение о продлении проекта на следующий год.
В столице уделили особое внимание и психологическому аспекту подготовки к экзаменам. Об этом просили сами одиннадцатиклассники при обсуждении нового формата обучения, поэтому специально для них запустили программу психологической поддержки. Она включает в себя тематические советы психологов в видео-формате в электронной библиотеке «Московской электронной школы», а также цикл из четырех бесплатных лекций от известных психологов страны, специалистов по работе со стрессом. Лекции организовали вместе с Российским обществом «Знание», они проходили на крупных городских площадках и в онлайн-формате. Их участниками стали более четырех тысяч человек, онлайн-трансляции собрали более четырехсот тысяч просмотров, а более трехсот детей и родителей получили персональные консультации городских психологов, которые присутствовали на лекциях.
«Сейчас, в конце цикла лекций стало понятным, что это очень востребованный формат. Мы видим, что у детей есть большая потребность в такой поддержке. Мы подготовим персональную рассылку и предложим каждому выпускнику, который был на лекциях, рассказать нам о своих впечатлениях и о том, как улучшить этот формат. Это поможет нам повторить такую программу психологической поддержки для выпускников уже в следующем учебном году. Я также надеюсь, что с помощью Российского общества „Знание“ этот проект найдет свое продолжение и в регионах нашей страны»
Для помощи выпускникам в этом году стали доступны рекомендации в портфолио учащегося «Московской электронной школы», которые позволяют персонифицированно подойти к возможному выбору вузов и специальностей. Рекомендации основаны на выбранных для сдачи предметов или результатов пробных ЕГЭ. Модель построена на результатах проходных баллов ЕГЭ, которые требовались на каждый ведущий факультет вузов Москвы в прошлом году.
МЭШ нового уровня
«Московская электронная школа» (МЭШ) — это новая образовательная среда XXI века. Цифровые сервисы в МЭШ для детей, родителей и учителей дали уникальные возможности для обучения и улучшили образовательный процесс. Учеба для детей стала увлекательнее, а все школьные процессы для учителей и родителей — прозрачнее и проще. В начале учебного года МЭШ стала основой региональных сегментов федеральной платформы «Моя школа». Пилотное внедрение столичной системы уже проводится в Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.
Помимо электронного дневника с его сервисами школьникам доступна библиотека электронных учебных материалов. В этом году дети также могут пользоваться новыми виртуальными лабораториями, выполнять цифровые домашние задания, тесты с автопроверкой, учиться и в других уникальных форматах: например, с помощью обучающей онлайн-системы по математике на основе искусственного интеллекта, которая генерирует задачи для каждого ученика с учетом его предыдущих результатов выполнения заданий. Такие форматы помогают сделать учебу интерактивной, чего может не хватать в обычной работе с учебниками и тетрадями.
Теперь в электронном дневнике школьники и родители могут оценить динамику результатов по каждой теме каждого предмета. А еще дети могут заранее посмотреть, какие темы будут проходить дальше. Это значит, что ребенок не просто идет на какие-то уроки, а он понимает, какие там будут темы, и он видит, какие результаты после освоения этой темы он должен получить.
Родители могут оценить и другие преимущества цифровых образовательных сервисов МЭШ. Так, например, они могут по собственному желанию настроить в приложении «Дневник МЭШ» получение пуш-уведомлений сервиса «Москвенок» и узнавать о том, когда ребенок пришел в школу и ушел из нее, о поступлении и списании средств с личного счета карты «Москвенок» и о предоставлении ребенку билета в музей. И теперь родителям больше не нужно приносить в кружки и секции справки о болезни ребенка. Период освобождения ребенка от занятий по медицинским причинам автоматически отображается в электронном журнале.
В различных городских кружках и секциях занимаются более 1,3 миллиона детей — это свыше 89 процентов от общего числа юных москвичей в возрасте от 5 до 18 лет. Для школьников есть кружки и секции по всем направлениям: техническому, естественно-научному, физкультурно-спортивному, художественному, туристско-краеведческому, социально-гуманитарному. И с этого года «Московская электронная школа» может персонально порекомендовать ребенку кружки и секции в зависимости от его интересов.
Благоустройство школ
В Москве постоянно строятся новые школы и детские сады, растет количество мест в образовательных учреждениях. В 2011–2022 годах столичная система образования получила 528 новых зданий: 156 школьных зданий на 93,2 тысячи мест и 372 здания для дошкольников на 65,3 тысячи мест. В 2022 году первых учащихся приняли 20 школьных зданий и 36 детских садов. Их строят по индивидуальным современным проектам, в которых учитывают стильный дизайн, качество, безопасность, комфорт и самое современное оборудование.
К новому учебному году отремонтируют две трети школ и более 60% детских садов. А еще благоустроят 160 школьных территорий.
Это комплексное обустройство, которое предполагает и зонирование территории, и озеленение, и проведение освещения. По сути, это создание совершенно нового пространства и среды для учеников. Также осенью завершится реконструкция Дворца пионеров на Воробьевых горах. Это знаковое место для многих москвичей.
«Мы решили не растягивать процесс реконструкции Дворца пионеров на Воробьевых горах и начали ремонт всех корпусов одновременно. Мы очень надеемся, что к осени этого года мы закончим все ремонтные работы. Основные, самые сложные и трудоемкие, этапы уже проведены. Мы не только проводим капитальный ремонт, но еще реставрируем ценные объекты и элементы, которые есть у Дворца пионеров, и полностью восстановим его в исходном виде. Более того, проводится и благоустройство рядом с этими корпусами. Поэтому я надеюсь, что Дворец пионеров заиграет всеми красками уже осенью этого года», — отметила вице-мэр Анастасия Ракова.
Профессиональная подготовка
В столице с каждым годом становится все более востребованным среднее профессиональное образование. Поэтому в новом учебном году на 20% увеличат контрольные цифры приема в колледжи за счет бюджета города по самым востребованным направлениям.
«Уже многие родители выпускников и сами ребята понимают, что быть успешным в жизни, иметь такую работу, которая позволяет обеспечить доход для себя, для своей семьи и которая позволяет строить карьеру, возможно в плоскости не только высшего образования, но и среднего профессионального. Сейчас многие рабочие профессии позволяют иметь зарплату существенно выше рыночного заработка, даже по меркам Москвы. На сегодняшний день уже понятно, что это долгосрочный тренд. Мы должны соответствовать и трендам, и запросам с точки зрения повышения качества среднего профессионального образования», — отмечает вице-мэр Москвы Анастасия Ракова.
В хорошо развитых отраслях, где спрос зачастую превышает предложение, например, в IT, строительстве и транспорте, контрольные цифры приема были увеличены на 10–15%. А в промышленности контрольные цифры приема в колледжи увеличили сразу в два раза.
Специалисты в области московского промышленного производства — это высококвалифицированные сотрудники, которые должны обладать большими знаниями и уметь работать на современном качественном оборудовании. Поэтому столица делает акцент на практикоориентированный подход. Это значит, что ребята, поступившие в колледжи, будут сразу же учиться не только за партами, но и на новейшем современном оборудовании, а также практиковаться на промышленных предприятиях. По такому принципу с сентября начнут обучение в 20 крупных колледжах.
Теперь Москва еще и делает упор на целевую подготовку студентов для конкретных крупных предприятий. В этом году 1700 ребят будут отобраны по целевому договору с «Ростехом» на их высокотехнологичные предприятия, и 700 ребят по целевому набору с последующим трудоустройством придут обучаться для Московского метрополитена. Сейчас продолжается системная работа и с другими крупнейшими компаниями, чтобы выпускники имели больше возможностей для трудоустройства.
Достижения столичных школьников
В этом году команда Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников завоевала рекордное число дипломов за всю историю и побила собственный рекорд. Победа в олимпиаде дает возможность поступить в вуз без экзаменов и в целом хороший старт для дальнейшего обучения и карьеры. Но даже участие в ней на самом первом, школьном, уровне формирует волю к победе, внимательность и нестандартность мышления. Москвичей, вовлеченных в олимпиадное движение, из года в год становится больше. В этом году участниками стали свыше 560 тысяч человек, что в полтора раза больше, чем пять лет назад.
Всего ребята завоевали почти 1400 дипломов победителей и призеров. Это более половины всех дипломов олимпиады и на 74 больше, чем в прошлом году.
А также московские дети второй раз подряд возглавили глобальный рейтинг качества чтения и понимания текста — PIRLS. Они набрали 598 баллов и опередили соперников из Сингапура, Гонконга и других регионов с сильными системами школьного образования. Москва стала единственным участником исследования, где все 100% ребят перешли минимальный порог 400 баллов. 35% московских четвероклассников показали высший уровень понимания текста — это в 5 раз выше среднего международного значения (7%).
Подводя итоги, можно сказать, что многое уже сделано, и достижения столичных школьников — яркое этому доказательство. А в следующем году родителей и школьников ждет еще больше изменений. Москва не только следует передовым мировым образовательным трендам, но определенно задает собственные. И это помогает воспитать увлеченных и многогранно развитых детей.