26 октября в первой в России галерее фиджитал-искусства VS Gallery состоялась презентация капсульной коллекции Palekh Watch & VS Gallery.
Специально для российского часового бренда Palekh Watch художники-резиденты галереи — Ринат Абдрахманов, Данила Карамушкин, Юлия Низамутдинова и Кирилл Рейв — создали шесть работ, которые художники-продолжатели традиций палехской росписи перенесли на циферблат, соблюдая технику 400-летней давности. Всего в коллекции — 6 часов (каждые выполнены в ограниченной серии, состоящей из 10 экземплярах). Партнером проекта выступили Poemes de Provence.
Palekh Watch был основан в 2020 году. Главная особенность часов — лаковая миниатюра на циферблате. Изображения имеют большую ценность, так как выполняются в сложной технике мелочного письма, а уникальную технологию бережно передают из поколения в поколение ограниченное количество мастеров. Сегодня художники используют те же инструменты, что и в XVII веке: кисть из беличьего хвоста, которая заканчивается одним волосом; темперные краски, которые разводятся на эмульсии желтка; сусальное золото и… волчьи клыки. Ни один рисунок не повторяется, а каждая пара часов изготавливается вручную.
Изначально палехские мастера иконописи работали на старообрядцев: расписывали величественные храмы, создавали иконы для тех же храмов, либо для частных коллекций. В XIX веке Палехское искусство было признано во всей Европе, а трогательные шкатулки, выполненные в стиле палехской росписи, бережно хранятся в наших домах и сегодня.
«Как правило, большая часть предметов уходила на экспорт. За рубежом знали и признавали это ремесло даже больше, чем в самой стране. И только после того, как Палехская миниатюра получила гран-при на Всемирной выставке в Париже, у нас тоже заговорили о мастерах и произведениях искусства, которые они создают», — рассказывает основательница Palekh Watch Анна Нестерова.
У каждой модели — свой собственный уникальный смысл, который точно найдет отклик в сердцах настоящих ценителей часового искусства.
Ринат Абдрахманов придумал концепцию с философским названием «Поток».
На циферблате наручных часов, где каждая секунда замеряет бесконечность мгновений, человек изображен в непрерывном движении, поглощенный потоком своего сознания.
Работа представляет собой олицетворение диалога между человеком и временем: стрелки продвигаются вперед, в то время как разум скользит между прошлым и будущим. Человек словно плывет в потоке собственных мыслей, исследуя тайны внутреннего мира и безграничности времени.
Данила Карамушкин создал «Диджитал-мамонта» и «Связи». Цифровой рисунок величественного животного отражает появление мамонтов в век таяния вечной мерзлоты и расцвет диджитал-технологий. Часы — это символ времени, и они являются напоминанием о том, что время текуче и необратимо. Мамонты — часть нашего прошлого, но они также являются частью будущего. Они являются символом связи между временами, как и сами часы.
«Связи» же являются скоплением множества точек, связанных друг с другом линиями. Точки и линии расположены в хаотичном порядке, но в то же время они образуют единую структуру. Все связано друг с другом, все является частью единого целого. Каждая точка в узоре — это одновременно и отправная точка, и место, где стирается старое. Точки кризиса, после которых наступает прорыв.
Юлия Низамутдинова пофантазировала на тему Нейропалеха.
Нейропалех — гибрид изображения реальной палехской миниатюры (броши с цветком) и нейрофлоры, созданной Юлией при помощи нейросети Stable Diffusion. Результатом является гибрид росписи, имеющей глубокие духовные и исторические корни, и романтической визуальной спекуляции — нейрофлоры, не имеющей ни корней, ни ограничений.
Кирилл Рейв в своих работах затронул вечную тему — небосвод, без которого нет жизни.
«Облако RdWXItil» — размышление художника на тему того, что следующей ступенью развития человека станет его тотальная цифровизация. Вся жизнь окажется внутри виртуальных облаков — сгустках цифровых следов, структурах количества часов, проведенных в сети. Они сопоставимы с грибницами, в которые плавно трансформируются, образуя новую синтетическую природу. Другая работа мастера под названием «Небесные структуры_06» рассказывают о том, что существует большое количество странных на слух созвездий, среди которых «Волосы Вероники», «Насос» или «Столовая гора». Это наводит на мысль, что можно иначе пересобрать небесную карту, рандомно и бесконечно соединяя точки расположения звезд в свои собственные паттерны. Так возникла серия абстрактных работ «Небесные структуры». В основе каждой лежит часть карты звездного неба. Уплотнения образуют абстрактные композиции, и каждый может самостоятельно решить, на что они похожи.
Фото: пресс-служба