Об искусстве будущего и настоящего
Давайте начнем с того, что творцы искусства, художники — они визионеры, и искусство настоящего — это уже искусство будущего. Очень часто, чуть ли не на каждом арт-проекте, мы наблюдаем художественные высказывания, которые со временем подтверждаются. Приведу пример из своего личного опыта. В 2018 году, накануне пандемии, мы сделали темой биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА «Офлайн». Во многих проектах-участниках поднималась тема ухода в онлайн и связанная с этим проблематика: то, что друг в соцсетях не заменит настоящего друга, что нам не хватает живого общения и наступит время, когда мы будем совсем изолированы друг от друга. Это был open-call. Мы не знали, что получим на выходе. И через год, в конце 2019-го, когда началась первая волна пандемии, я сразу вспомнила эту выставку и подумала: «Ничего себе! Все в онлайне: работа — онлайн, встречи — онлайн, обучение — онлайн, кино — онлайн, музыка — онлайн. Как долго люди продержатся?»
Творчество — рефлексия
Есть, конечно, проекты, которые смотрят еще дальше, в будущее. Я вообще рекомендую ходить на выставки с такой настройкой. Творчество, которое превращается в новостную ленту, когда художник рефлексирует исключительно по поводу происходящего в данный момент, на мой взгляд, очень быстро теряет актуальность и становится неинтересно.
Офлайн и онлайн
Если говорить о форматах будущего и всяких модных вещах типа NFT, искусство и культура будут продолжать их генерировать, но, скажу честно, я не думаю, что случится какая-то сверхреволюция. Сейчас между форматами офлайн и онлайн активно пытаются навести мостик, сделать дополненную реальность даже там, где художник этого и не предполагал. Но мы же не в фильме Кубрика. Не приживаются пока у нас умные дома. И мобильный телефон — единственный гаджет из будущего, который отличает нас теперешних от нас двадцатилетних.
Культура возвращения
Человек всегда будет связан с природой. Это неотъемлемая часть нас. Для кого-то природа — это лес. Для кого-то — река. И у меня есть ощущение, что внутри нас находится некий детектор, который в определенный момент показывает, что нам пора отдохнуть от цивилизации. И это не в формате «съездить на две недели в горы покататься». Это некий откат к корням, который каждый человек делает за свою жизнь несколько раз. И в культуре мы тоже постоянно возвращаемся назад. А иначе откуда сейчас, когда можно скачать любой MP3-файл, такой спрос на виниловые пластинки? Почему вернулись пленочные фотоаппараты и снова модно снимать кино на 16-миллиметровую пленку? Мне кажется, человек постоянно качается на качелях: вот он в настоящем, вот вернулся немножко в прошлое, вот пофантазировал про будущее.
Сейчас между форматами офлайн и онлайн активно пытаются навести мостик, сделать дополненную реальность даже там, где художник этого и не предполагал.
Творческое будущее
Что касается места искусства в будущем, хочу вспомнить выступление Татьяны Черниговской в Эрмитаже, которое она начала фразой «Искусство — не десерт». Это не хобби. Это не что-то дополнительное. Это основное блюдо, с которого нужно начинать. И я верю в то, что с появлением алгоритмов-помощников в будущем, которые упростят нашу жизнь в техническом плане и избавят от рутинных задач, у нас высвободится время на развитие своего творческого потенциала. Я верю в то, что каждый человек стремится найти в себе эту творческую единицу. Ведь всем же нравится ходить в театр или в кино. И пусть многие люди туда приходят с намерением потреблять, это все равно влияет на их духовное развитие. В искусстве есть инструменты, которые работают на очень тонком уровне.
Искусство для детей
Я считаю, что детей нужно приобщать к искусству и культуре раньше, чем к математике. Просто потому, что большинство подсчетов сегодня можно произвести с помощью калькулятора, которого в нашем детстве не было. Современная школа использует устаревшие модели вместо того, чтобы рассказывать о критическом мышлении, например, и о том, как с этим жить. И вообще, как жить в разных условиях, а не в каком-то вакууме. Чтобы они научались приспосабливаться к разным обстоятельствам и выстраивать коммуникацию. Если построить процесс обучения по-новому и изначально, с детства, программировать детей на то, что искусство — это основное блюдо, взрослыми они вряд ли пойдут в кинотеатр ради того, чтобы съесть попкорн.
Фото: Олег Бородин и фото из личного архива