«Ты в каком ряду сидишь? У окна или у двери?» Множество парт, одна за другой, стулья позади, а напротив — большой стол учителя и классная доска. Эта картинка неизменно придет вам в голову, когда вам попросят описать среднестатистический класс в российской школе. Обстановка, унаследованная от системы школьного образования, придуманной в Европе в начале 19 веке. Неужели за два столетия ничего нельзя было изменить? Как эта концепция влияет на образование будущего наших детей?
Почему классные комнаты такие?
Школа в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, возникла в Пруссии в конце 18 — начале 19 веков. Прусская школа была основана на сильном классовом и кастовом разделении. Ее структура, в свою очередь, была унаследована от спартанской модели — поощряется строгая дисциплина, полное послушание и авторитарный учительский режим. Поразительно, но сама концепция и методы работы остались практически нетронутыми до наших дней!
Школа, которую мы знаем сегодня, окончательно сформировалась во время промышленной революции, поскольку возникла необходимость обеспечить определенную подготовку рабочих. «Получить наибольшие результаты с наименьшими возможными усилиями и вложениями, применяя научные формулы и общие законы». Классическая школа была создана как идеальный ответ на потребность в рабочих; более того, поначалу их финансировало не государство, а крупные промышленные предприниматели 19 века.
Несмотря на то, что с тех пор появилось множество новых образовательных теорий и само образование шагнуло далеко вперед, в отношении первоначальной «рассадки» в классах мало, что изменилось. Кажется, что единственный способ организовать учеников — это по-прежнему заставлять их сидеть друг за другом, глядя в привилегированную, «учительскую», часть классной комнаты. Зона учителя, где происходит самое важное: объяснение теории, примеры практики, любые движения. Вопрос в том, поддерживаем ли мы эту систему организации школьного пространства, потому что она работает? Или не придумали ничего лучшего, чтобы ее изменить?
А так можно было?
Простой вопрос-тест: где на протяжении всей своей жизни вы узнали больше всего информации и усвоили ее — в классе или на переменах? В школьных коридорах? А может быть болтая и пересказывая что-то друзьям во дворе? Когда мы говорим «учиться», то имеем в виду учиться по-настоящему, а не чисто зубрить, чтобы сдать экзамен. Ответ любой может легко найти внутри себя.
Детский психолог Лаура Эрлауэр в книге «Класс, совместимый с мозгом», изучает, как окружающая обстановка влияет на работу мозга в процессе обучения. В своем произведении она ясно дает понять: «Если ученик изо дня в день сидит за одним и тем же столом в одном и том же положении в классе, его обучение будет привязано к этому месту. Никакие другие конкретные триггеры памяти не будут встроены в этот сценарий». Другими словами, мозгу не за что будет зацепиться, чтобы вспомнить конкретную информацию. Разбор Пушкина, Толстого, значение новых глаголов и правила постановки тире — все это вы узнали, сидя на одном и том же месте.
Согласно исследованиям, память учащихся, когда дело доходит до изучения чего-то нового, улучшается, когда они двигаются: будь то собственным телом (например, меняя позу с сидячего на стоячее) или переходя в другое место. Если учитель рассказывает про теорию эволюции на открытом воздухе или обучает важному навыку, сидя на полу, то у ученика будет разработан триггер внутренней памяти. Учитель может пробудить в учениках воспоминания, просто сказав: «Помните, мы узнали об этом стоя у березы», «Помните, вы выучили это, сидя на месте своего лучшего друга в классе». Это порождает нужную искру!
Предложение детских психологов направлено на то, чтобы порвать с наследием 19 века и адаптировать классные комнаты к реальностям 21-го. Школы будущего должны избавиться от иерархии с точки зрения расстановки столов: учительский стол явно «довлеет» над рядами парт. Занятия должны больше походить на общие собрания. И уж тем более — исключить сленговое понятие «Камчатки» или заднего ряда, где по традиции сидят те, кто хуже всего знает школьную программу. Согласно исследованию Солфордского университета, реорганизация педагогических пространств, в которых учитывается воздействие дизайна на мозг, естественным образом улучшает успеваемость детей на 25%!
Еще одна любопытная теория, касающаяся дизайна классных комнат, получила название «Невидимая педагогика». Например, в ней выдвигается постулат о том, что мы учимся не только головой, но и всем телом. А для этого нам нужен более гибкий класс и включение мягких материалов. Например, в качестве эксперимента в уже существующих классах дизайнеры-психологи использовали неделю вместо парт надувные лодки! Такое простое решение помогло моментально преобразовать интерьер школьного пространства, добавить в процесс обучения цвета и текстуры. Кроме того, это дешевый и доступный креативный выход из ситуации. Стоит ли говорить, что в таких лодках-партах даже дети-одиночки чувствовали себя частью коллектива и команды. А сколько восторга!
Фото: Unsplash