Когда уходят великие, о них печалится вся страна, а порой и мир. Кумиру посвящают добрые слова, вспоминают, каким он был, забывают плохое и вдруг начинают разглядывать то хорошее, что когда-то пропустили. О Валерии Гаркалине в эти трагические дни вспоминают с грустной улыбкой — такой, какую он сам дарил в своих фильмах.
Фанаты вспоминают, как жена Гаркалина стала его ангелом-хранителем и почему после ее смерти он поклялся больше не жениться, пересматривают «Ширли-Мырли» и перечитывают его последние интервью. И лишь немногие интернет-пользователи задаются вопросом: а что же семья актера? Может быть, им нужна помощь и поддержка?
Гаркалин последние годы жил на грани нищеты, и все об это знали.
«Я уже дедушка. Дедушки сейчас в кино не востребованы. Нет необходимости», — с горечью признавал артист.
В последние годы жизни перед ним встал жестокий выбор: соглашаться на абсолютно любые малооплачиваемые роли или продолжать «держать марку», но зарабатывать немного. Валерий Борисович выбрал второе.
Вопреки мнению поклонников, Гаркалин не был зажиточным артистом. После смерти жены Екатерины он остался жить в их квартире, стены которой завесил портретами любимой супруги. Чтобы ухаживать за тремя комнатами на Тверской-Ямской, актер нанял домработницу, которая когда-то был его сиделкой.
«Моя задача была сохранить атмосферу в квартире, дух, который создала моя жена Катя», — объяснял он.
Некоторое время после смерти жены вместе с Гаркалиным жила его единственная дочь Ника. «Мы жили вместе, потому что нуждались в поддержке друг друга. Со временем стало немного легче», — объяснял он. Но девушка вышла замуж и переехала к себе, а Валерий Борисович задумался о своей давней мечте — купить дом. Только вот чтобы найти на это средства, пришлось не заглядывать в тайничок или банковскую ячейку, а копить с нуля.
В золотые времена популярности и успеха они с женой путешествовали по миру: Новая Зеландия, Америка, Европа… Гонорары почти не откладывались, а превращались в путевки. Во все гастроли и рабочие поездки Гаркалин брал с собой Екатерину, а если заказчики не оплачивали ее билет, то делал это сам, даже если его цена превышала зарплату: хотел, чтобы жена непременно увидела то же, что и он. После ее смерти Валерий Борисович снова поехал по знакомым местам, но все это было не то…
«Не так давно во Франции я поймал себя на мысли, что с Катей мы забежали бы в каждый магазинчик, в каждую лавочку, а теперь не хочется. И в Австралию я снова поехал, чтобы увидеть Катины следы. Я помню даже место, где она купалась… Счастливое время», — вспоминал он.
Так что больших сбережений артист не накопил, и на загородный дом пришлось собирать с каждой сыгранной пьесы. Шесть лет назад наконец удалось найти нужную сумму, и Валерий Борисович с дочерью Никой поехали выбирать участок. В ста километрах от Москвы, недалеко от Можайска они нашли отличное место рядом с лесом. Сначала Гаркалин осилил покупку 15 соток, потом еще 15, а потом начал потихоньку обживать одноэтажный дом.
Жить одному было довольно тяжело, но актер говорил, что он не одинок и окружен учениками. К тому же, дочь Ника как можно чаще старалась заезжать к отцу: сначала сама, а потом с сыном Тимофеем. Гаркалин просто обожал внука, иногда забирал его со школы и сам приходил в гости. «Тим, когда бывает у меня, сразу бежит к фотографии Кати: „Баба Катя!“», — рассказывал он.
Так и остались они вдвоем с Никой и ее сыном, в котором Гаркалин видел черты своей любимой жены: «Мы с дочерью держимся за ниточку ее жизнелюбия, которая натянута до сих пор».
Лучшим событием с момента смерти супруги Валерий Борисович называет именно рождения Тимофея: «Самое главное, что внук и дочка меня любят. Я то их по определению люблю безумно».
Поэтому все наследство отойдет именно к Нике и Тимофею, хотя у артиста осталась сестра Марина. Она вместе с мужем живет в Долгопрудном и работает экономистом, а еще так же обожает племянницу и ее сына — у самой детей нет.
«Вы по-прежнему не придаете большого значения деньгам?» — спрашивали у Гаркалина журналисты за шесть лет до смерти.
«Чтобы жить в нашей стране, нужно зарабатывать, что я и делаю, — отвечал он. — Но поклоняться золотому тельцу не буду. Катя и Нику воспитывала так, чтобы дочь знала цену деньгам, что папе деньги достаются тяжело».
Еще больше новостей в нашем
Фото: Legion Media, Vk/com