Вместо водителя

Средства передвижения будут становиться все более комфортными, дружелюбными и простыми в эксплуатации, а поездки — все менее обременительными. Например, один из главных трендов развития транспорта — беспилотность. Это происходит намного медленнее, чем ожидалось, но инвестиции вкладываются, и через двадцать лет беспилотники станут нашей реальностью. Выглядеть это будет примерно так: ты нажимаешь на кнопочку на телефоне, вызываешь машину, садишься в нее, и на этом этапе твое активное участие в организации поездки заканчивается. Автомобиль сам к тебе приезжает и сам тебя доставляет из пункта А в пункт В, пока ты смотришь кино или слушаешь музыку. 
Беспилотным будет и частный транспорт, и общественный, и такси. А с поездами это произойдет еще раньше. Уже сейчас поезда без машинистов ходят в парижском метро, а лет через семь-восемь появятся поезда-беспилотники дальнего следования, которыми будут управлять с помощью искусственного интеллекта. Что касается воздушного транспорта, то здесь человека еще долго ничто не заменит, но автоматизация уже произошла. По факту экипаж современного воздушного судна, состоящий из командира и второго пилота, — это операторы, которые принимают ключевые решения на взлет и на посадку, но по маршруту самолет идет сам. Ни штурмана, ни бортинженера в составе экипажа давно нет. 

Трансформация для пассажиров

Следующий тренд — расширение количественно и качественно «территории обитания» пассажира в транспортном средстве. Мультимедийная система в будущем перерастет в нечто большее. Я вижу это как салон-трансформер с максимальными возможностями для отдыха. Применительно к автомобилю это, например, кинозал, в котором ты можешь смотреть фильм в полноценном качестве в то время, как машину ведет автопилот. В поездах и самолетах появятся зоны отдыха, детские уголки, бары. Внешне автомобили вряд ли сильно изменятся. Тут важно понимать, что легковые автомобили стали такими, какими мы их привыкли видеть, в первую очередь из-за новых требований к безопасности. А эти требования кардинально отличаются от тех, что были еще 10 лет назад. Тем более раньше.

Все свое

Не думаю, что частного транспорта будет больше. В большинстве стран насыщение этого рынка подошло к своему логическому пределу. Ну не может быть больше двух автомобилей на члена семьи. Оптимальная цифра — один автомобиль на человека. Многие будут отказываться от личного средства передвижения в пользу общественного транспорта. Но вопрос пробок это полностью не решит. В далеком будущем дороги, возможно, разгрузятся за счет того, что появится личный воздушный транспорт. Я имею в виду не бизнес-джет под управлением пилота, а аналог современного автомобиля, которым человек без специальных навыков мог бы управлять сам. В плане доступности цены сделать такой самолет не проблема. Но двадцать лет — слишком мало для того, чтобы появились безопасные работающие системы управления алгоритмом воздушного движения в пределах города. Скорее всего, вначале появятся воздушные шаттлы «аэропорт — центр города», как в Сан-Паулу или в Нью-Йорке. Там ты можешь заказать небольшой вертолет, который доставит тебя из аэропорта в деловой центр и высадит на посадочной площадке, оборудованной на крыше одного из зданий. Кстати говоря, аналогичная услуга существовала и в Москве, когда от центрального вокзала в Шереметьево и в Домодедово летал вертолет. Думаю, в ближайшие годы вертолетное такси в аэропорт станет для нас привычным и относительно доступным, хотя вряд ли сравняется по цене с поездкой на аэроэкспрессе.

Городской транспорт

Что-то интересное будет происходить в городах, где есть водные артерии. Это касается и Парижа, и Казани, и Москвы, где в этом году был анонсирован запуск «Синичек» — речных трамвайчиков нового поколения. Планируется, что они будут ходить круглогодично. Это стало возможным, во-первых, потому, что лед в городах с каждым годом становится все тоньше. Во-вторых, есть концепция обычных судов невысокого ледокольного класса. Кроме того, наличие водных путей — это еще одна возможность для расширения использования воздушного транспорта. Просто потому, что над водой летать намного проще и безопаснее.

Форсаж-20

И, конечно, люди никогда не откажутся от скорости как от удовольствия. Поэтому будут и мотоциклы, и автомобили для тех, кто хочет нажать на педаль и хорошенько оторваться. Да, всего этого будет чуть меньше, зато более народным станет такое удовольствие, как личный самолет и вертолет.

Фото: Олег Бородин и фото из личного архива