23 мая самолет ирландской авиакомпании по приказу Александра Григорьевича Лукашенко был экстренно посажен в Минске. Причиной сигнала тревоги стало минирование воздушного судна, которое опускали с небес на землю при помощи поднятого истребителя. Позднее незамедлительно прибыли дополнительные расчеты МЧС, представители силовых структур, которые постановили: никакой бомбы и угрозы не было — в самолете летел главный редактор оппозиционного канала Роман Протасевич.
Европа отреагировала первой: уже порекомендовала своим авиакомпаниям не использовать воздушное пространство Белоруссии и запретила компании Belavia (главному белорусскому авиаперевозчику) полеты на свою территорию. Эксперты уверены, что санкции не обойдут стороной и россиян.
Симптомы кризиса появились сразу: Air France в третий раз отменила рейс из Парижа в Москву, пилоты Austrian Airlines столкнулись с теми же трудностями. Капитаны предприняли повторные попытки согласовать новые маршруты, но получили отказ — инцидент в Минске пошатнул всю систему воздушного передвижения.
Пилот Андрей Задорожный считает, что на вопрос о согласовании новых маршрутов в обход Белоруссии может уйти до полугода.
«Отказ от использования воздушного пространства Белоруссии означает, что на каком-то участке плотность движения и концентрация бортов будет значительно выше. Во-вторых, изменится расписание авиакомпаний. Белоруссия — страна небольшая, но все равно на облет нужно будет добавлять некоторое время. Я полагаю, общая продолжительность полета может вырасти на 1–1,5 часа — в зависимости от условий», — отмечает Задорожный.
Помимо увеличения расходов на топливо из-за изменившейся дистанции, будут и другие проблемы. Вероятно, ЕС запретит рейсы на свою территорию не только компании Belavia, но и всем прибывающим через воздушное пространство Белоруссии. А это значит, что россияне будут летать самолетами определенных авиакомпаний (возможно, уровнем выше).
«Воздушное пространство Украины для наших авиакомпаний уже закрыто, и если страны ЕС не будут пускать самолеты, пролетающие над Белоруссией, то попасть в Европу возможно будет только через Прибалтику или Черное море. В любом случае, придется делать достаточно большой крюк. Зарубежным авиакомпаниям, конечно, проще, так как они могут использовать воздушное пространство Украины, но все равно расходы на полеты вырастут, и понятно, что это, скорее всего, отразится на стоимости билетов по обе стороны — и в Европе, и у нас», — считает юрист Андрей Лухин.
Но и это не все: повышение цен на билеты ждет и желающих отдохнуть в России, если быть точнее, в Калининграде. Если будет введен полный запрет на прием самолетов из воздушного пространства Белоруссии, добраться до самого западного субъекта России можно будет исключительно через Литву, Латвию, Эстонию, или сделав огромный крюк над Балтийским морем. Если будет утверждена последняя схема, продолжительность рейса Москва-Калининград увеличится с 2 до 3,5 часов.
Еще больше новостей в нашем
Использованы материалы
Фото: Getty Images