Что такое футурология
Футурология не наука, а слово, которым иногда (но далеко не всегда) обозначают различные интеллектуальные попытки предсказать будущее. Само слово появилось в середине XX века, его предложил в письме писателю Олдосу Хаксли социолог Осип Флетхайм. Но в научных кругах он не особенно прижился. На Западе используется термин future studies («изучение будущего»). Еще там распространено слово «футурист», а у нас этот термин монополизировали поэты и художники.
Зачем нужна Ассоциация
Ассоциация футурологов объединяет людей, пишущих разные тексты о будущем. Нашими духовными отцами можно назвать Герберта Уэллса и Станислава Лема, которые были не только писателями-фантастами, но они сочиняли и очень серьезные доклады, аналитические книги с попыткой представить будущее. Например, книга Станислава Лема «Сумма технологии», впервые опубликованная в 1964 году, до сих не устарела, в ней в подробностях обсуждены очень многие актуальные вещи, например, виртуальность. Лем даже дает советы, по каким признакам можно понять, что ты находишься в матрице, а не в настоящем мире.
Как предсказать будущее
Понятного и однозначного метода прогнозирования будущего нет. Есть попытки применить научно-статистические методы для того, чтобы понять, что происходит, и сделать экстраполяцию. Вспомним, что американский фантаст Вернор Виндж придумал идею сингулярности. В России сторонником этой идеи на научном уровне является физик Александр Панов. В литературе есть понятие «Кривая Снукса — Панова». Теория этих ученых предполагает, что каждый этап развития Вселенной требует все меньше времени по сравнению с предыдущим, и примерно в 2030 году планета пройдет через так называемую сингулярность, то есть резкий перелом развития цивилизации. Обычно это связывают с появлением очень разумного искусственного интеллекта, который все возьмет на себя. Сам Панов к этим прогнозам не относится очень серьезно.
Религии и история
Большое значение в формировании идеи будущего сыграли мировые религии. В частности, когда возникло христианство, мы получили очень стройную картину мира с началом и концом. Есть творение мира, есть важнейшее событие мировой истории — явление Христа, которое реформировало человечество. Здесь уже христианство задало предпосылки для идеи прогресса, потому что христианская религия лучше ветхозаветной. Она апеллирует к более высокой этике, нравственности, более правильному пониманию Бога и божественной воли. Сверх того, появилась идея конца света как события очень важного, к которому надо готовиться, которое можно, согласно последним представлениям, приближать грехами или оттягивать хорошим поведением.
Таким образом, мы получили идею мировой истории. Дальше назову имя, которое должно быть известно всем, кто занимается теориями исторического процесса и теориями будущего. Это богослов XII века Иоахим Флорский. Я бы сказал, если бы не было его, не было бы Маркса. Флорский первым придумал, что мировая история делится на крупные этапы: проходит один этап — за ним второй, более прогрессивный, в будущем мы ждем третий, еще более прогрессивный. Маркс потом повторил это, но перевел на язык экономики.
Понятного и однозначного метода прогнозирования будущего нет. Есть попытки применить научно-статистические методы для того, чтобы понять, что происходит, и сделать экстраполяцию.
Утопии
А в XVI веке появились утопии. Это очень важный для истории футурологии жанр, но до XIX века утопии говорили не о будущем, это была идея прекрасного общества, но никто не говорил, что мы к нему придем когда-нибудь. Оно существовало параллельно. Почти одновременно с Томасом Мором писатель Рабле сочинил свою утопию про Телемское аббатство и описал ее в первой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль». Однако еще важнее, что в книге Рабле есть письмо Гаргантюа своему сыну Пантагрюэлю об образовании. Гаргантюа, человек предыдущего поколения, пишет: «Я был самым образованным человеком своего времени, а сейчас едва ли не конюхи знают больше, чем я». Это настоящее прозрение, потому что он предсказал идею прогресса, причем в ключевой теме — в образовании.
Французская философия
Окончательно идея будущего сформировалась в XVIII веке, когда духовно готовилась Французская революция. Тогда философы начали обсуждать плохое правление, лучшее правление и какое правление стоило бы завести. И Французская революция, случившаяся на рубеже XVIII и XIX вв., сделала важнейшее открытие: что устройство человеческого общества вообще-то является предметом проектирования и конструирования. Так родилась футурология, которая еще так не называлась, но она воплотилась в форме научных размышлений о том, куда мы должны идти, в форме экономических и философских трактатов, в форме утопических романов, которые продолжали писать еще больше. Сейчас в политической публицистике даже есть понятие «битва за картину будущего»: та политическая партия, та страна, то общество, которое сделает свою картину будущего наиболее привлекательной, якобы и мобилизует всеобщие усилия для того, чтобы эту картину воплощать.
Фото: Олег Бородин и фото из личного архива