Любовный треугольник Владимира Маяковского, Лили Брик и ее супруга Осипа известен всем. Поэт был без ума от своей музы, но это не мешало ему заводить романы с кем-то еще. Так, в 1920-м перед чарами гения не устояла скульпторша Елизавета Лавинская, пока ее муж, известный скульптор-художник Антон Лавинский, был в командировке.
Короткая интрижка обернулась беременностью Елизаветы… Супруг был в ярости. Но остался.
В августе 1921-го на свет появился Никита-Глеб Лавинский (годы спустя он оставит только первое имя). О своем родстве с поэтом молодой человек знал с ранних лет и гордился этим, а вот с Лавинским не ладил, хоть и пошел по его стопам — стал скульптором.
«Никита был действительно чрезвычайно похож на Маяковского. И взгляд, и манеры, и чтение стихов — потрясающий, глубочайший низкий голос… Когда он начинал читать ''Лошадь упала, упала лошадь…'', мы все видели в нем Маяковского. Вероятно, по этому поводу отец его несколько недолюбливал. Антон Лавинский, между прочим, сделал ''футуристический гроб'' Маяковскому, в котором его похоронили. Они дружили с Маяковским», — вспоминал литературовед Евгений Гуськов.
Впервые о том, что Никита Лавинский — сын Владимира Владимировича, заявили в 2013 году. Этот факт подтвердила дочь скульптора и по совместительству внучка поэта Елизавета Лавинская.
«Отцу было восемь лет, когда Маяковский погиб, но папа помнил его хорошо. Я не помню ни одного дня в своем детстве, когда бы папа не читал Маяковского — голоса были практически неотличимы. Стихи из его уст звучали великолепно. Отцу это удавалось, как никому другому», — вспоминала Елизавета.
Своим родством с поэтом Лавинская гордится. Она говорит, что похожа на Владимира Владимировича больше своего отца.
«Я недавно писала свой портрет в профиль, положив на колени копию посмертной маски Маяковского», — признавалась она.
ДНК-тесты о родстве никто никогда не делал, однако по мемуарам семьи Лавинских, друзей Владимира становится ясно, что Елизавета и ее отец — потомки поэта любви и революции.
По наследству от отца Лавинской досталась мастерская в центре Москвы, в которой выдающиеся художники и скульпторы работают с 1983 года. Точнее, должна была достаться: за долгие годы и после нескольких судов родным Лавинского так и не удалось приватизировать помещение.
Тем не менее Елизавета продолжала в нем работать: платила аренду, регулярно вносила платежи на содержание здания.
Однако недавно Лавинскую выставили из мастерской якобы за неуплату обязательных взносов. Как выяснилось, еще в конце сентября собственник мастерской — Департамент городского хозяйства Москвы — расторг договор с Московским союзом художников из-за долгов по оплате.
В настоящий момент адвокат Лавинской намерена оспаривать решение, ведь в противном случае ее клиентка просто останется без средств к существованию. Работа в мастерской — ее единственный источник дохода.
Использованы материалы
Фото: Смертин Павел/ТАСС, Getty Images, PhotoXPress.ru