В век социальных сетей, когда о кумире можно узнать все вплоть до количества ложек сахара, который он или она кладет в чай, личная жизнь перестает быть личной. Даже с президентами супердержав стали делать многочасовые интервью, чтобы увидеть их реальный быт. Но, оказывается, тренд на семейные реалити-шоу задали не женщины клана Кардашьян, а представители британской монархии.
На протяжении восемнадцати месяцев за Королевой Елизаветой и Принцем Филиппом буквально по пятам следовали камеры. Документальное кино находилось в разработке с 1968 года, а уже в июне 1969-го вышло на экраны британского телевещания. По данным газеты The Independent первая же трансляция привлекала к экранам 30 миллионов зрителей, на следующей неделе аудитория составила 15 миллионов человек.
Англичане, у которых любовь и уважение к королевской семье заложены на генетическом уровне, воспринимали монархию как нечто божественное. А здесь на экранах им показали повседневные радости и горести небожителей: вот Королева с мужем украшают рождественскую ель, вот они приветствуют президента Никсона и улыбаются, как будто в гости зашел сосед, а вот мирно жарят барбекю.
Идея «прорубить телевизионное окно» в Букингемский дворец принадлежала пресс-секретарю королевской семьи Уильяму Хеселтину. В то время молодое поколение британцев начало постепенно терять веру во всесилие монарха, а их роскошные резиденции и пышные официальные выходы воспринимались скорее как декорации. Чтобы показать, что титулованная семья печется о благополучии страны каждый день, было решено снять фильм «Королевская семья». Казалось бы, цель достигнута, аудитория огромна и счастлива, три года задокументированные семейные эпизоды транслируются без перебоев, и вдруг королева решает, как говорили в Советском Союзе, «положить на полку» эту ленту. Почему?
Важно понимать, что решение убрать фильм с телеэкранов было принято не сразу, а уже после того, как его увидела широкая аудитория. Учитывая, что принц Филипп и вовсе возглавлял комитет, проверяющий продукцию для телевидения, можно сделать вывод, что королевская чета лентой была довольна. Сам собой напрашивался вывод, что смутила их реакция публики.
Одни критики говорили, что причина кроется в маленьком принце Чарльзе. Его, как мы знаем, с детства готовили стать монархом, а потому хотели, чтобы народ как можно раньше полюбил его. В фильме часто мелькали сцены, где Принц сосредоточенно читает объемные учебники в стенах Кембриджского университета или разговаривает о политике с отцом, аккуратно поправляя галстук. Лучшего наследника престола сложно вообразить: умный, серьезный, ответственный. Однако не всем по душе пришелся «прилизанный» характер, а некоторые зрители и вовсе начали подозревать Чарльза в игре на камеру. Кому-кому, а вот британской королевской семье антиреклама не нужна.
Существовало и другое мнение, по которому появление монарших особ на фоне не приблизило их к народу, а скорее поставило «на равные». Например, над эпизодом, где Чарльз учится играть на скрипке и случайно порвавшаяся струна отлетает в лицо брату принца, зрители откровенно хохотали. Королева была недовольна тем, что над неуклюжестью будущего короля смеются, и уже не важно, добрый то смех или саркастичная усмешка. А эпизод, где Елизавета II отводит младшего сына в магазин конфет и достает деньги из кармана, вообще сломал стереотип о том, что монархи не носят с собой деньги.
Еще одной причиной «бана» королевского фильма могла стать фанатичная зависимость британцев от своих монархов. По сохранившимся воспоминаниям, зрители стали требовать продолжения необычного сериала, им хотелось знать больше обо всем, что происходит в жизни первой семьи государства. Чтобы Букингемский дворец не превратился в площадку «Дома-2», она даже пропустила традиционное новогоднее обращение к нации в 1969 году, когда фильм вышел на экраны. В 2018 году историк Роберт Лейси сказал, что не останови королева показ фильма, он бы «…сильно удешевил их и напрочь лишил всей магии».
Что ж, Елизавету II вполне можно понять. Может быть, в этом и заключается волшебство королевской семьи — сказка происходит за закрытыми дверями замка. Возможно, в архивах Букингемского дворца остались и другие записи, которые в ближайшее время мы вряд ли увидим. Но чем хороша жизнь, рано или поздно на свет выходит то, что скрывалось даже самым тщательным образом.
Фото: Getty Images