Аромастилист Мария Земскова — о магии своей работы: «Правильно подобранный интерьерный аромат повышает продажи и узнаваемость бренда»

Про поиск пути

 — Я с детства любила запахи, ароматы и эксперименты с ними. Но, к сожалению, дома эта тема была под запретом: у мамы часто бывают мигрени. В итоге, когда пришло время определяться с профессией, я выбрала дизайн интерьера. В своей работе я общалась с многими известными европейскими и американскими экспертами, следила за проектами коллег в разных странах. Мне очень нравятся работы дизайнера Kelly Wearstler. И я заметила, что дизайнеры стали часто использовать ароматизацию как часть имиджа интерьера. Одной из первых она начала включать индивидуальные диффузоры и аромааксессуары в свои работы. Я увлеклась этой темой и через несколько лет решила объединить свою любовь к эстетике с любовью к ольфакторной теме. Так в 2008 году родилась компания SŮN SCENTS, создающая индивидуальные ароматы для компаний в России и не только. Сейчас открывается филиал в ОАЭ. Ароматы, дополняющие образ бренда и помогающие расширить его в сторону чувственного измерения.

Аромастилист Мария Земскова — о магии своей работы: «Правильно подобранный интерьерный аромат повышает продажи и узнаваемость бренда»

Про разницу между парфюмером и аромастилистом

 — Парфюмер создает ароматы. Аромастилист подбирает их, подобно тому, как стилист подбирает гардероб для своих клиентов. В целом работа аромастилиста ближе всего к психологии. Для того чтобы выдать задачу для парфюмера, он должен подробнейшим образом изучить своего клиента, выявить его глубинные потребности, знать архетип и типаж.

Аромат помогает завершить картину бренда, расширить его брендбук в сторону современного и чувственного, повысить узнавание, продажи, лояльность людей.

Доказано, что в магазинах и в салонах, которые используют ароматизацию, покупатели задерживаются дольше и это повышает вероятность покупки. А в ароматизированных офисах сотрудники чувствуют себя увереннее, радостнее, и лояльность компании вырастает в их глазах.

Сегодня все больше крупных, успешных компаний обращаются к этому инструменту как к эффективному способу работы над своим имиджем. Среди наших клиентов — «Газпромнефть-Снабжение», Группа «Самолет», Ushatáva, Poison Drop, Charuel и т.д. Это компании, которым важны современные тенденции и которые стараются идти в ногу со временем.

Аромастилист Мария Земскова — о магии своей работы: «Правильно подобранный интерьерный аромат повышает продажи и узнаваемость бренда»

Про конкуренцию

 — Создатели интерьерных ароматов сегодня не редкость на рынке. Но, к сожалению, в России совсем нет профессионалов, которые предлагают то, что предлагаем мы, а именно: подробный разбор потребностей бренда. Это очень важная, серьезная и трудоемкая работа, сродни работе стилиста, создающего коллекцию. Менеджер, приезжающий к вам в офис с чемоданчиком масел на выбор, — это не аромастилист, это продажник.

Про управление эмоциями

 — Всем известно, что лимон бодрит, лаванда расслабляет, а древесные ноты работают на солидность. Но это вовсе не означает, что, если в вашем магазине или офисе будут звучать древесные и цитрусовые ноты, к вам весело побегут солидные клиенты. У аромамаркетинга нет цели управлять эмоциями — есть цель подобрать аромат, завершающий образ бренда, максимально соответствующий ему. Например, если вы продаете яркие цветные купальники, вам совсем не нужно пахнуть сложным древесным ароматом. Ваша аудитория — это молодые девушки от 16 до 25, и куда более подходящими для них будут яркие сочные ноты: зеленый манго, чили, красная смородина.

Аромастилист Мария Земскова — о магии своей работы: «Правильно подобранный интерьерный аромат повышает продажи и узнаваемость бренда»

Про живые и синтетические масла

 — Все масла, которые используются в аромамаркетинге, — синтетические, гипоаллергенные Предлагать клиентам ароматы из натуральных компонентов непрофессионально, ведь они — сильные аллергены, и использовать их в общественных пространствах опасно.

Зато природные эфирные масла можно успешно применять дома. Например, добавляя по паре капель в воду при уборке или в аромалампах. Да просто держать при себе цитрусовое масло, чтобы растереть пару капель в ладонях в минуты усталости или хандры — уже очень хорошая идея.

Про процесс создания аромата

 — Процесс работы над ароматом бренда начинается с изучения компании и особенностей аудитории. Аудиторию я раскладываю по базовым архетипам, разработанным американской исследовательницей Кэрол Пирсон.

Обязательно смотрю на возраст. Если, как у Группы «Самолет», клиенты молодые, добавляю дерзкие ноты, например, алкогольные. Если, несмотря на молодость, эта аудитория достаточно успешная и состоятельная, нужна солидность — это дерево. Группа «Самолет» продает квартиры, поэтому без темы дома и уюта здесь не обойтись. Мы решили взять яблоко: запах печеных яблок, яблочного пирога, греющихся на осеннем солнце садовых яблок моментально вызывает теплые ассоциации.

Выявление всех этих потребностей и подбор нужных нот — сложный, кропотливый процесс, на который может уходить до полугода.

После того как техзадание для парфюмеров готово, мы с ними создаем тестовые композиции. Мы сотрудничаем с парфюмерной фабрикой в Швейцарии, тремя — во Франции и одной — в Англии, и каждая разрабатывает по нашему брифу три-четыре варианта аромата. Когда образцы готовы, я еду на совещание с заказчиком и мы вместе подбираем тот, который нравится и соответствует нашим задачам лучше всего. Так, при работе над композицией для Группы «Самолет» нам больше всего понравилась работа швейцарского парфюмера: он создал композицию, которая пахнет яблочным бренди, настоявшимся в бочке из ветивера. Аромат стартует очень теплым печеным яблоком, потом идет алкогольная нота бренди и следом за ней — ветивер, но не в виде сухих веточек, а сочный — так пахнет деревянная бочка, пропитанная бренди. Это дерзкая, сильная, сочная и при этом уютная композиция.

Про желания клиентов

 — Клиенты нередко приходят с запросом: «Деньги есть, хотим самое дорогое». Но самое дорогое — это далеко не всегда самое подходящее, и я стараюсь эту мысль до своих заказчиков донести. Например, если у клиента магазин с белым воздушным интерьером, ему совсем не нужно самое дорогое, ему нужно легкое, свежее, нежное.

Но иногда случается и так, что не прислушиваются к моим советам и выбор заказчика остается за ним.

Аромастилист Мария Земскова — о магии своей работы: «Правильно подобранный интерьерный аромат повышает продажи и узнаваемость бренда»

Про тренды

 — На аромадизайн не сильно влияют глобальные тенденции в парфюмерии. Но следить за ними опытный аромастилист обязан просто потому, что это повышает его грамотность, наслушанность и уровень профессионализма. Например, зная, что 2024 год будет объявлен годом неземных, синтетических, космических ароматов — от бетона и асфальта до минералов и звездной пыли, — мы можем предлагать эти варианты тем клиентам, которым это подходит.

Про ноу-хау

 — Несколько лет назад мы создали диффузор для дома, который позволяет в течение дня менять ароматы. Сам тренд смены настроения путем ольфакторного воздействия на человека пришел к нам из Японии. Но устройств, которые позволяли бы с легкостью менять запахи путем простого клика в приложении, в России до нас не было. Мы сделали запрос на фабрику, производящую оборудование, — и нам такой диффузор сделали. Он больше подходит для дома, чем для офиса: размеры его невелики. Но я думаю, что, если будет спрос, мы готовы сделать такую машину и для более объемных офисных помещений.

Про хитрости

 — Заказывая аромат для бренда, многие клиенты относятся к этому как к приятному дополнению, вишенке на торте. Между тем это мощный инструмент, который может не только повысить узнаваемость бренда, но и влиять на качество работы сотрудников и оптимизировать финансовые расходы.

Если предложить потенциальному сотруднику сделать выбор из двух компаний — с чуть большей зарплатой, но, например, без кофезоны и ароматизации и с чуть меньшей, но с заботой о бытовых мелочах, — человек скорее выберет второй вариант. Потому что это — про качество жизни. В итоге работодатель экономит на зарплате: в компаниях с большим количеством сотрудников такая экономия существенна. 

С помощью аромата можно связать аудиторию клиента с аудиторией других крупных игроков бизнеса и таким образом повысить статус заказчика. Например, создавая аромат для банка, многие клиенты которого работают в Башне Федерация, мы решили включить в композицию ноты цветущего имбиря. Немного водянистое пряное звучание цветка имбиря — это аромат многих знаменитых отелей, таких как Swissôtel и Marina Bay, и так же пахнет на входе в Башню Федерация. Если, приходя в банк, человек слышит такой аромат, в его сознании включается ассоциация: они пахнут, как Башня Федерация, значит, они такие же крутые.

Некоторые компании не разрешают использовать созданные для них ароматы в моих личных линейках, а некоторые — соглашаются. Так, аромат, созданный для Группы «Самолет», сейчас можно услышать на различных выставках (в частности — InterCHARM мы ароматизировали именно им), в шоу-румах, офисах. Когда человек слышит знакомый запах, у него включается не только узнавание бренда, но и доверие к нему. А где есть доверие, там есть успех. Вот такая практическая магия.

Фото: личный архив героини

Реклама. SUN SCENTS, ИНН 7723675093