Есть уголовные дела, которые следователи называют «висяками». Название говорит само за себя: папки с бумагами, в которых спрятаны трагические человеческие судьбы, то отправляют в архив, то снова «реанимируют», если появляются свежие факты. И с каждым годом шансы разобраться, что же случилось на самом деле, тают. Хотя бывают и исключения, тогда справедливость восстанавливается, и преступников находят даже спустя 20–30 лет.
Помогают современные методы исследования. То, что в 1990-х было обычным вещдоком, теперь за счет биологических анализов выдает информацию о преступнике.
Дело о пропавших в Красноярске детях как раз из этой серии — почти 20 лет следователи пытаются распутать страшную загадку. Недавно Следственный комитет России снова возобновил расследование, потому что появились новые зацепки.
На календаре было 16 апреля 2005-го, когда город облетела страшная новость: в Красноярске пропали пятеро школьников. Мальчишкам по 10–12 лет, и все они учились в одной школе, жили по соседству. Максим Тауманов, Александр Лавренко, Дмитрий Макаров, Сафар Алиев и Галаш Мамедгасанов просто не вернулись домой.
Родители уверены, что полицейские сначала не охотно взялись за поиски: мол, нагуляются и вернутся. Но школьники не вернулись — когда стало понятно, что случилось страшное, на поиски вышел почти весь город — прочесывали подвалы, леса, водоемы. А спустя три недели в коллекторе на пустыре нашли обгоревшие человеческие останки. Не верили до последнего, но экспертиза показала, что тут закончилась жизнь пропавших учеников. Тогда правоохранители сочли произошедшее несчастным случаем, спустя два десятилетия стало ясно: версия была не верна.
Следователи годами ждали доказательств, которые прольют свет на эту историю. Теперь уголовное дело забрали в Центральный аппарат — у родителей появилась надежда, что наконец-то станет понятно, что случилось с сыновьями.
Для каждой семьи эта история началась примерно одинаково. Мальчишки договорились поиграть на улице.
«Придя домой, сын попросил разрешения погулять с другом Сашей Лавренко. У меня промелькнуло какое-то нехорошее предчувствие. Но отпустил», — рассказывал «РИА Новости» отец десятилетнего Максима Евгений Тауманов.
Район вокруг школы, где учились дети, разбили на квадраты. Это место — почти окраина, рядом железная дорога, частный сектор и огромный пустырь. По городу расклеивали листовки с фотографиями пропавших. С каждым днем становилось все страшнее, мальчишки никогда не исчезали, учились неплохо, на учете не состояли.
А накануне, 9 мая, в полицию позвонили мужчины, собиравшие металлолом, они-то и сообщили о страшной находке. В коллекторе красноярцы нашли обгоревшие детские тела. Тогда родители настаивали, чтобы экспертизу о причинах смерти проводили в Москве, а не в регионе, но их не услышали.
Региональные эксперты пришли к выводу, что имел место несчастный случай.
«Специалисты пришли к выводу, что на дне коллектора из-за большого количества скопившегося газа произошел пожар, и дети сгорели буквально за несколько секунд. Но что они там делали?» — задался вопросом мужчина.
Экспертизу ДНК, чтобы определить, кому принадлежат останки, тогда организовать не смогли. После семьи добились, чтобы биоматериалы отправили в Великобританию, там эксперты с помощью современных технологий обещали дать ответ, кто чей сын, но дело затихло, и никаких сообщений родители так и не получили, как и не увидели детские тела.
В 2006 году они еще пытались обратить на себя внимание, даже разбили палаточный лагерь возле того самого коллектора и объявили голодовку. Чтобы утихомирить протестующих, им вернули останки — шесть мешков. Содержимое разложили по пакетам и похоронили всех рядом.
Вот, пожалуй, и все, на этом все нити обрываются, но до сих пор семьи не верят, что сыновья стали жертвами несчастного случая. Каждый вел свое расследование, цеплялся за мельчайшие детали, строил догадки. А несколько лет назад всех вызвали в СК, сообщив, что вскрылись новые обстоятельства. С тех пор расследование по делу возобновили.
Взрослым никаких подробностей не раскрывают, но это и понятно: у следствия свои тайны и, возможно, они пересекаются с заключениями родителей. А последние уверены, что детей убили, после в коллекторе пытались скрыть следы страшного преступления.
«Детей убили. Причем в другом месте, сожгли тела и сбросили останки в коллектор. Но, видимо, в то время кто-то очень не хотел заниматься этой историей», — заключил Евгений.
Возможно, его выводы верны, и в скором времени виновные в гибели мальчишек понесут заслуженное наказание. Пусть поздно, но справедливость будет восстановлена.
Фото: кадры из видео и Youtube/@НеразгаданныеТайны