Многие родители утверждают, что второе полугодие в жизни ребенка – время гораздо более интересное, насыщенное и познавательное. Ведь круг его возможностей заметно расширяется к этому времени – он уже может переворачиваться, садиться, ползать, вот-вот встанет на ножки и сделает свои первые шажки… Малыш активно познает мир, искренне радуется всему новому, пытается общаться и взаимодействовать с окружающими. Грех не воспользоваться всеми этими навыками, чтобы не развить в малыше новые способности! И нет для этого способа лучше и увлекательнее – чем игра…
Далее – отрывки из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн».
Барабанщик
Даже у маленького ребенка есть чувство ритма! Ему нравится стучать и производить шум, и эти навыки можно использовать для того, чтобы сделать из него ударника-любителя. Вот несколько способов развлечься с импровизированными барабанами.
Что понадобится:
- Высокий стульчик со столиком
- Деревянная ложка, кисточка для бритья и любые другие «барабанные палочки»
- Фольга, металлическая кастрюля, пластиковая миска, форма для выпечки, газета и прочие предметы, по которым можно стучать.
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Слуховые навыки
- Ритм и координация движений
Что нужно делать:
- Посадите ребенка в высокий стульчик со столиком.
- Предложите ему деревянную ложку и покажите, как стучать ею по столику.
- Затем предлагайте ему то кисточку, то еще какие нибудь «палочки» по очереди.
- После этого давайте ему другие предметы, по которым можно стучать: лист фольги, кастрюлю, пластиковую миску, форму для выпечки, газету и т. д.
- Вставьте себе в уши беруши, чтобы у вас не разболелась голова (шучу!).
Варианты игры. Усадите ребенка на пол, выложите перед ним все «инструменты» разом и дайте ему возможность самостоятельно их исследовать. Сделайте ему бубен, затянув круглую коробку пергаментной бумагой, и научите стучать по нему маленькой деревянной ложечкой.
Безопасность. Следите, чтобы ребенок не ударил себя или других своими барабанными палочками.
Возьми горошину
Разве не удивительно смотреть, как эти маленькие пальчики подбирают с ковра какие то мельчайшие частицы, хотя совсем недавно они были практически ни на что не способными придатками?! Дайте же этим неутомимым пальчикам возможность поработать, предложив поиграть в горошинки.
Что понадобится:
- Высокий стульчик со столиком
- Полстакана замороженного гороха.
Осваиваемые навыки:
- Координация глаз / рука
- Мелкая моторика
- Знакомство с новыми вкусами
- Самостоятельное питание
Что нужно делать:
- Посадите ребенка в стульчик с присоединенным столиком.
- Высыпьте на столик полстакана мороженого гороха.
- Пусть малыш развлекается с горошинами, подбирая их и кладя в рот.
- Если он сам не знает, с чего начать, несколько раз продемонстрируйте ему, что делать.
Варианты игры. Можете заменить горох замороженными кусочками фруктов, но следите за тем, чтобы они не были достаточно маленькими и ребенок не мог ими подавиться.
Безопасность. Следите за малышом во время игры. Он может подавиться, если засунет в рот сразу слишком много горошин.
Туннель
Когда малыш начнет перемещаться по комнате, можно сделать его путешествие более интересным, построив «туннель». Он откроет для себя новый способ передвижения, а в конце «туннеля» его ждет сюрприз! Все, что вам потребуется, — это большая коробка.
Что понадобится:
- Картонная коробка размером чуть больше ребенка
- Небольшое детское одеяльце
Осваиваемые навыки:
- Когнитивные / мыслительные навыки
- Пространственное ориентирование
- Постоянство объектов
- Решение задач
Что нужно делать:
- Найдите коробку размером чуть больше, чем сам ребенок, чтобы он легко мог проползти в нее.
- Обрежьте ее с двух сторон, чтобы сделать туннель.
- Поместите малыша на пол у одного конца туннеля.
- Сами расположитесь на другом конце и позовите ребенка.
- Постарайтесь убедить его забраться в коробку.
- Если ему будет нужна помощь, протяните ему руку и подтащите к себе.
- Повторите несколько раз.
- Завесьте ваш конец туннеля одеялом так, чтобы ребенок не видел вас, потом протяните к ребенку руку и потяните малыша к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.
Варианты игры. Усадите ребенка на пол и накройте его коробкой. Загляните туда сверху, затем уберите коробку и скажите: «Ку-ку!»
Безопасность. Коробка должна быть достаточно большой. Не оставляйте ребенка одного в коробке, чтобы он не испугался.
Птичка
Ваш малыш становится Супермалышом, взлетая в воздух с помощью самых сильных в мире коленей — ваших. Всем детям нравится летать, как птицы!
Что понадобится:
- Ваши чистые ноги
- Носки
Осваиваемые навыки:
- Равновесие
- Ориентация в пространстве
- Крупная моторика
- Социальное взаимодействие и доверие
Что нужно делать:
- Наденьте на ноги мягкие носки, чтобы малышу было удобно и приятно.
- Лягте на спину рядом с ребенком.
- Поднимите ребенка и положите себе на ступни так, чтобы его голова была обращена к вам, а ножки были вытянуты, при этом держите его за ручки.
- Расположив ребенка удобно и надежно, начните двигать ногами взад и вперед, катая малыша по воздуху.
- Включите воображение, чтобы малыш испытал разные варианты «полета».
Варианты игры. Можно класть ребенка на голени, а не на ступни. Можно повернуть его головой в другую сторону для изменения обзора.
Безопасность. Крепко держите малыша и убедитесь, что он находится в равновесии. Двигайтесь медленно, без рывков, чтобы он чувствовал себя в безопасности во время «полета».
Миска в миске
На этом этапе ребенок пытается понять, как устроен мир. «Миска в миске» — это игра, в которую вы можете играть вдвоем на кухне. Пока вы готовите малышу покушать, он может совершенствовать свои новые умения!
Что понадобится:
- Три или больше пластмассовых мисок разного размера, вкладывающихся одна в другую
- Один квадратный или прямоугольный пластмассовый лоток
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Когнитивное развитие
- Общая и мелкая моторика
- Упорядочение предметов
Что нужно делать:
- Поставьте несколько пластмассовых мисок, вложенных одна в другую, на пол в кухне.
- Прямоугольный лоток отложите в сторону, чтобы ребенок пока его не видел.
- Посадите ребенка на пол рядом с мисками.
- Покажите ребенку, как вынимать миски одну из другой и складывать обратно по размеру.
- Дайте ребенку время исследовать миски, понять, как они складываются, и насладиться игрой.
- Когда малыш разберется, как складываются миски, разберите их по одной и добавьте к набору прямоугольный лоток.
- Посмотрите, что будет делать ребенок с неподходящим предметом.
Варианты игры. Можно приобрести в магазине игрушек набор вкладывающихся друг в друга кубиков или мисочек. Чтобы было еще интереснее, предложите ребенку набор матрешек, чтобы, раскрывая одну матрешку, он находил в ней другую. Подобный набор предметов можно сделать и самим, подобрав подходящие коробочки разного размера.
Безопасность. Обязательно используйте для этой игры пластмассовые, а не стеклянные или металлические предметы, чтобы ребенок не поранился. Если это будут деревянные матрешки, следите за тем, чтобы малыш не сломал их, не занозился и не тащил их в рот.
Дуй, ветерок!
Пора готовиться к первому дню рождения! Игра «Дуй, ветерок» научит малыша полезному навыку, необходимому, чтобы задуть его первую именинную свечку.
Что понадобится:
- Мелкие предметы, которые легко сдуть: например, комок ваты, перо, лоскуток ткани, кукурузные хлопья, воздушные конфеты, перышки, пушинки и т. д.
- Пластмассовая соломинка
- Высокий стульчик со столиком
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Исследование веса и свойств предметов
- Контроль рта и дыхания
Что нужно делать:
- Усадите ребенка в стульчик с прикрепленным столиком.
- Положите перед ним на столик один легко сдуваемый предмет.
- Подуйте на предмет, чтобы показать ребенку, как он может двигаться.
- Предложите ребенку повторить то же действие.
- Когда у ребенка получится сдуть первый предмет, замените его новым и попробуйте еще раз.
- Когда ребенок начнет успешно сдувать предмет, дайте ему соломинку, покажите, как ей пользоваться, и пусть он попробует сдуть предмет через соломинку.
Варианты игры. Поставьте соломинку в чашку с молоком и покажите малышу, как делать пузыри. Или устройте состязание по сдуванию: сядьте напротив ребенка и дуйте на предмет, двигая его к нему. Когда ребенок сдует предмет обратно в вашу сторону, опять подуйте на него. Повторяйте, пока предмет не слетит со стола.
Безопасность. Следите, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы.
Страна ощущений
Возьмите малыша в путешествие в Страну ощущений, дав ему исследовать чудеса материального мира. Ползая по этой новой территории, он расширят свои горизонты и стимулирует чувства.
Что понадобится:
- Различные материалы, например, тканевое полотенце, лист пластика, кусок искусственного меха, шерстяное пальто, шелковая ночная рубашка, фольга, лист пергамента, коробка от яиц, большой бумажный пакет, гофрированный картон и т. д.
- Просторная поверхность пола
Осваиваемые навыки:
- Когнитивные и классификационные навыки
- Исследование тактильных ощущений от прикасания, текстуры, температуры
- Крупная моторика
Что нужно делать:
- Освободите просторный участок пола и разложите материалы, по возможности полностью закрыв ими пол.
- Для большего интереса кладите разные на ощупь материалы рядом друг с другом.
- Посадите ребенка на край покрытой материалами поверхности, а сами останьтесь с противоположной стороны.
- Позовите малыша к себе.
- Наблюдайте за его эмоциями по пути.
Варианты игры. Вместо того чтобы пустить ребенка ползать по разным материалам, заворачивайте его в них. Дайте ему время почувствовать на себе каждый материал, прежде чем снять и заменить новым. Во время игры рассказывайте ребенку об этих материалах.
Безопасность. Не оставляйте малыша без присмотра. Он может попытаться засунуть что нибудь в рот и подавиться.
Строим и ломаем
Когда малыш научится строить башни, он с удовольствием будет их ломать! Повеселитесь вместе, воздвигая здания, подлежащие сносу!
Что понадобится:
- Большие кубики, купленные в магазине или сделанные из прямоугольных коробок от молока
- Цветная клейкая бумага (по желанию)
- Большая плоская поверхность
Осваиваемые навыки:
- Причина и следствие
- Когнитивные навыки
- Развитие тонкой моторики
- Решение задач
Что нужно делать:
- Купите несколько больших кубиков или сделайте сами: соберите большие картонные коробки от молока, хорошенько вымойте и высушите их, затем отрежьте концы.
- Стороны заверните внутрь, чтобы сделать квадраты, и прямоугольники и заклейте их.
- Если хотите, покройте стороны кубиков клеящейся цветной бумагой.
- Посадите ребенка на пол и разложите кубики вокруг.
- Покажите ему, как построить башню, ставя кубики один на другой.
- Предложите ему сделать то же самое самостоятельно.
- Когда башня будет достаточно высокой, дайте ребенку сломать ее.
- Стройте снова и снова, пока малышу не надоест.
Варианты игры. Вместо кубиков можно использовать предметы домашнего обихода. Можете строить башни из игрушек, книг, коробок, крекеров — любых предметов, которые можно поставить один на другой.
Безопасность. Если вы берете вместо кубиков что нибудь другое, следите за тем, чтобы эти предметы не были слишком тяжелыми и не могли нанести ребенку травму во время разрушения башни.