Эту тему на онлайн-конференции Департамента образования и науки Москвы обсудили представители городской Общественной палаты, Microsoft, Mail.ru Group и другие спикеры — люди, от которых во многом зависит будущее системы образования. Мы подключились к конференции и узнали, какие трансформации должна пройти классическая система образования, чтобы по праву считаться современной. К просмотру присоединились более миллиона человек.
Международный опыт и российские реалии
«Важно понимать, что цифровые решения — это не замена, а помощники нашей школе, помощники учителей, ресурсы, предоставляющие больше возможностей для детей», — пояснила заместитель руководителя Депобра Москвы Наталия Киселева, открывая конференцию. Эта идея проходит красной нитью через все доклады спикеров — никто не желает отказываться от классического образования, и на то есть объективные причины. Но начнем с краткого анализа того, с чем мы столкнулись минувшей весной.
Более сотни стран в этом году закрыли школы на период пандемии коронавирусной инфекции. Как сообщает ЮНЕСКО, с необходимостью учиться из дома столкнулось 90% школьников и студентов по всей планете. На первых порах новый формат учебы стал настоящей проблемой как для школ, так и для семей учеников.
Весной главным стрессовым фактором выступило, как ни удивительно, воссоединение семей по причине локдауна. Даже самые теплые отношения между родителями (особенно мамами, на них легла двойная нагрузка) и детьми никак не гарантируют того, что в режиме 24/7 «нос к носу» атмосфера не начнет накаляться. Ситуацию усугубляли отсутствие доступа к интернету и нехватка необходимых для учебы гаджетов, причем если в беднейших странах Европы отрезанным от учебы из-за этого оказался небольшой процент учеников, то в странах Африки положение было критическим: здесь у 80% ребят в доме нет подключения к мировой сети.
В России проблему с нехваткой оргтехники решили еще в апреле на самом высоком уровне: у нас было выделено несколько десятков тысяч компьютеров тем, кто в них нуждается. Аналогичные меры предприняла Япония, а после массовых жалоб от родителей — и Великобритания.
Сейчас эти «подводные камни» дистанционной учебы неактуальны, но на первый план выходят новые. Как сообщают эксперты, непростое время ставит перед учителями специфическую задачу — идти в ногу со временем, чтобы оставаться конкурентноспособными профессионалами. А обилие информации и инструментов обучения зачастую ставит в тупик. С этим столкнулись, в частности, учителя в Испании.
По мнению главного редактора образовательного портала «Педсовет.орг» Сергея Сафронова, проживающего в Барселоне, «шведский стол» испанского онлайн-образования избыточен: «Мы начинаем хватать с него, набивать тарелки. Мы начали пользоваться огромным множеством цифровых платформ. И люди стали переедать. Я думаю, что в будущем мы научимся пользоваться этим „шведским столом“. Мы будем выбирать те продукты, которые необходимы, которые нравятся. Я не хочу, чтобы учителя были официантами при этом столе, они должны быть специалистами по диетическому питанию, которые помогут выбрать необходимое».
В Москве в направлении цифровизации уже несколько лет работает городской департамент образования, но и его представители сообщают, что резкий переход на дистанционное обучение заставил оперативно подстраиваться под новые реалии, справляясь с серьезными нагрузками. Зато уже к маю столичные школы полностью акклиматизировались, а этой осенью они готовы к любым вызовам нового дня. Одним из главных помощников московских учебных заведений, родителей и школьников стал обновленный ресурс «Московская электронная школа», о котором мы уже рассказывали здесь.
Дети же в большинстве своем находят в дистанционном образовании больше плюсов.
«Современные дети уже родились в информационной среде, они digital-natives, и я понимаю тревоги и страхи родителей, но дети более адаптированы в современные технологии. Они и снимают тик-токи, и монтируют видео-ролики, и презентации делают, и аудио-книги слушают. И в этом смысле у меня призыв один — давайте считать детей партнерами, давайте понимать, что мы на их территории», — предлагает лидер «Лиги современных родителей» и мама четверых детей Нина Добрынченко-Матусевич.
Привычка завязывать шнурки
Семьи столкнулись еще и с тем, что дети, оказывается, не так самостоятельны, как хотелось бы. Если старшеклассники уже выбрали для себя профильные предметы и готовятся к поступлению, полностью осознавая личную ответственность за собственное будущее, то ученикам 6-9 классов не хватает очного присутствия учителя.
Этот вопрос целиком лежит в сфере влияния родителей, руководство школы не может заставить ребенка оторваться от онлайн-развлечений ради онлайн-урока. По мнению психологов, именно инфантильность современных подростков и потеря авторитетной позиции родителями могут понизить средние показатели уровня образования у завтрашних выпускников. Проще говоря, если базовая самостоятельность — условная привычка «завязывать шнурки» — не привита в семье, кажется, что школа уже ничего не сможет сделать. И все-таки нужно стремиться к этому.
О важности ведения диалога высказалась Людмила Мясникова, председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности: «Разъяснительная работа с родителями обязательно должна быть со стороны школ. Как организовать ребенка, обеспечить и контроль, и самостоятельность, сохранив мотивацию? Треугольник родитель-школа-ребенок остается, но качество связи меняется. Сейчас родитель еще больше хочет опереться на школу, он ждет от нее поддержки».
Генеральный директор школы программирования «Алгоритмика» Андрей Лобанов видит здесь не испытание, а новые возможности для всех сторон учебного процесса: «Современные дети умеют работать в режиме онлайн, это часть их реальности, но жить только в „цифровом“ мире — не стоит, необходимы комбинированные подходы. Мы говорим, что наши дети не могут фокусироваться, но посмотрите, как они фокусируются, когда играют в компютерные игры! Нам нужно просто взять этот опыт и вовлекать детей в учебный процесс с его помощью».
Нейробиология настроена оптимистично
Активисты родительских комитетов гораздо больше встревожены уровнем развития «цифровых» детей, чем самореализацией учителей или нехваткой компьютеров где-нибудь в Эфиопии. Сформировалось мнение о недостаточности дистанционного образования для полного и всестороннего усвоения школьной программы, а также о вреде гаджетов.
Как считает научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов, страхи родителей не всегда обоснованы, поскольку онлайн-образование не заменит классическую школу полностью, но станет ее новым инструментом. Главное на этапе его внедрения и усовершенствования — учитывать особенности мышления, когнитивные способности и психологическую готовность сегодняшних школьников.
Психотерапевт выделяет два типа интеллекта, которые нужно обязательно учитывать при трансформации системы образования — кристаллический (собственно знания) и подвижный тип интеллекта, он формируется только в оффлайновой среде, только при непосредственной коммуникации между педагогом и ребенком, родителем и ребенком, в самом детском коллективе.
«Важно понимать, что есть цифровое потребление, которое приводит к деградации психики, и есть цифровое потребление, которое, наоборот, приводит к формированию так называемого „кристаллического“ интеллекта. По данным „Лаборатории Касперского“, более 40% детей до 10 лет практически постоянно находится в онлайне. Самый простой развлекательный контент не учит концентрировать внимание, не формирует никаких знаний и навыков, он просто развлекает ребенка. С другой стороны, обучение с помощью качественных онлайн-курсов дает лучший результат, чем офлайновое присутствие. Важно дальше формировать системы комбинированного обучения: дистанционное обучение для формирования знаний — и очное обучение для тренировки навыков командной работы, лидерства, формирования способности выражать собственное мнение», — сообщил Андрей Курпатов.
Доктор биологических наук Татьяна Черниговская предупреждает, что в комплексной системе образования без границ не обойтись. Необходимо придерживаться образования понимания, а не образования запоминания (когда на все вопросы есть готовые ответы от «ок гугл» в кармане), учить детей метанавыкам, чтобы они не испытывали стресс из-за постоянно обновляющейся информации. И индивидуальный подход в гибридном процессе обучения, по мнению биолога, выходит на первый план: «Научные данные говорят, что внутри одного класса разница в скорости усвоения информации может различаться в 10 раз. Индивидуальные особенности очень важны, и их сейчас нужно изучать».
Учителя готовы к онлайну
Своим опытом поделился народный учитель России Ефим Рачевский, директор московской школы № 548. По его наблюдениям, если еще весной на учителей легла непосильная нагрузка, то этой осенью процесс наладился, поскольку школьные преподаватели ищут (и находят!) новые подходы. С приобретением знаний проблемы уже нет, однако контактная педагогика должна сохраняться: нужен прямой эмоциональный контакт — выиграет тот учитель, который очеловечивает онлайн-занятия.
«Эти месяцы в дистанционном формате дали намного больше, чем годы повышения квалификации. Если мы уже вошли в школу завтрашнего дня, глупо будет это потерять, самое главное — топать по ней целенаправленно и осмысленно», — резюмировал Ефим Рачевский.
Конечно, для одного учителя это неподъемная ноша, поэтому следует действовать сообща. Так считает старший методист ГМЦ и преподаватель информатики Цифровой школы Игнат Игнатов: «Дистанционное образование — дело командное. И в эту команду должны войти все — и учителя, и ученики, и родители. Я хочу сказать с позиции учителя. Учитель — организатор деятельности учеников на уроке, он управляет вниманием, эмоциями, информацией. И роль его не меняется. Меняются инструментарий и подходы. Традиционный урок — это событие. Поэтому сегодня нужно думать, как из дистанционного урока сделать педагогическое событие. Здесь проблему не решит только интерактивный контент. Говоря о том, что выходит на первый план, я бы сказал о личном примере учителя».
Ведущие эксперты в области образования: сюрпризов не будет
Что касается чиновников, то они уже взялись за работу встраивания образовательной системы в технологичную реальность с учетом экспертных мнений и пожеланий родителей. Главная цель сейчас — учесть весенние ошибки, проявившиеся в условиях экстремального введения дистанта тогда, действовать взвешенно и постепенно сейчас.
«Все думают, что искусственный интеллект придет и заменит человека в школе. Но это не так. Это система дополняющего интеллекта, она призвана усилить возможности педагога. Добиться эффекта от цифровых платформ мы сможем в случае переосмысления цифровой дидактики, этим нам и предстоит заняться в ближайшее время», — рассказал глава лаборатории цифровой трансформации образования Высшей школы экономики Иван Карлов.
По мнению заместителя руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Владимира Макарова, в текущий момент необходимо обеспечить правильную трансформацию инструментов, используемых в процессе обучения, чтобы не потерять детей с точки зрения привлекательности учебы.
В целом, столичные специалисты высоко оценивают достигнутые результаты, но останавливаться не собираются — впереди еще очень много работы.
«Наши дети оказались самыми подготовленные и не выпали из образовательного процесса. На сегодняшний день для нас главным вопросом остается — как построить урок, чтобы нашим детям было комфортно. И конечно методика в рамках дистанционного обучения требует отдельной дидактики в режиме реального времени, и это задача ученых. Мы должны пересмотреть весь комплекс методической работы», — подчеркнула Мария Лазутова, председатель комиссии по образованию и науке.
На всю страну достижения Москвы, к сожалению, пока не распространяются.
«Москва за это время показала невероятные результаты работы в дистанте и мы конечно же должны помогать России», — добавила эксперт.
Что предлагают разработчики софта?
Успех введения онлайн-образования как неотъемлемого элемента учебы зависит также от IT-компаний: именно здесь разрабатываются новые технологии для образовательной среды и виртуальные платформы — новый формат школьных классов.
Дмитрий Комендантов, директор направления по работе с госсектором Mail.ru Group, выделяет соцсети как наиболее удобный и востребованный на данный момент формат для дополнительного учебного процесса. В них существуют диджитал-аналоги стенгазет, классные чаты, здесь же проводятся видео-трансляции занятий.
Кроме того, развиваются новые обучающие мобильные приложения, возникают стартапы, которые в конкурентной среде обязаны давать школам и ученикам самые удобные инструменты для получения знаний. Резкий рост объема инвестиций в российское онлайн-образование (с 13,5 млн долларов в 2018 году до 34,5 млн в 2019 году) дает всей системе образования возможности, о которых раньше не приходилось мечтать.
Революция в системе образования стартовала, и еще недавно экспериментальный формат уроков стал привычным. В первую очередь — для самих детей, которые чувствуют себя в цифровой среде вполне комфортно. Образовательные институты по всему миру признают, что классическое образование не вписывается в цифру, и уже разрабатывают синергетические форматы обучения, отвечающие требованиям XXI века. И у России, с этим согласились все спикеры онлайн-конференции, есть все возможности для того, чтобы не запрыгивать в последних вагон уходящего поезда лет через двадцать, а встать у истоков будущего. А его основой станет непрерывное взаимодействие школы, специалистов в сфере систем образования, родителей и детей.