Аутизм. Наверняка вы все чаще встречаетесь с этим словом в медиа-пространстве, где активно обсуждаются проблемы современного общества. Но скорее всего, большинство людей с трудом понимает, что конкретно обозначает этот диагноз.
Аутизм — это особенность развития, при которой дети могут не откликаться на свое имя, не говорить, не смотреть в глаза, не иметь указательного жеста, избегать прикосновений, иметь сложности в самообслуживании. Многим из них непросто адаптироваться к изменениям и понимать социальные правила. Современное научное название аутизма — «расстройство аутистического спектра» (сокращенно РАС).
Взрослым с РАС может быть сложно общаться и поддерживать связи с другими людьми, трудно смотреть на вещи с точки зрения другого человека, понимать идиомы и шутки. Многим может быть непросто принимать неожиданные изменения, а также справляться в ситуациях, когда вокруг шумно и людно. Некоторые трудности в социальном взаимодействии, а также приверженность определенным рутинам могут быть свойственны и людям, не имеющим аутизма. Однако диагноз РАС означает, что человек действительно испытывает выраженные трудности в повседневном функционировании.
Младенцы с аутизмом в редком случае откликаются на свое имя и не смотрят в глаза взрослым. И со временем проявляется все больше особенностей: от мирного отказа от общения с людьми до отсутствия речи и сильнейших вспышек агрессии.
Аутизм — самое часто встречающееся в мире нарушение развития. Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США он встречается у каждого 54-го ребенка. Современная наука пока не разработала медикаментов, которые могли бы «вылечить» аутизм, но в последние годы созданы эффективные методы психолого-педагогической помощи, которые позволяют компенсировать многие дефициты. Это дает возможность людям с аутизмом жить так же, как и люди без особенностей развития: учиться, дружить, работать. Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» помогает людям с аутизмом, развивая системную профессиональную поддержку. Один из основных проектов Фонда — Центр поддержки семьи в Нижнем Новгороде, где запущена и практикуется интенсивная поведенческая программа для малышей с аутизмом.
Мы пообщались с Екатериной — мамой 3-летнего Тимофея, который регулярно ходит на занятия в этот центр. Женщина рассказала нам об их жизни, надеждах и программе действий.
Утренняя рутина
Даже в будние дни мы просыпаемся примерно в 8-8:30 утра. Я готовлю для сына завтрак, мы с ним едим, играем и делаем все остальное для подготовки к новому дню — а точнее, к занятиям в центре поддержки семьи «Обнаженные сердца». Мы посещаем их уже несколько месяцев, и приятный результат уже есть.
Ехать до центра от нашего дома довольно далеко, поэтому выезжаем мы за час-полтора до начала занятий. К этому моменту я уже успеваю сделать некоторые домашние дела и снова накормить сына — теперь уже обедом, ведь занятия длятся долго и требуют максимум внимания и сил.
Знаю, для многих семей остро стоит вопрос кормления ребенка. Особенно, если речь идет о детях с аутизмом, ведь некоторые из них напрочь отказываются самостоятельно есть. Но у нас с Тимошкой такой проблемы, к счастью, нет и не было. Он всегда хорошо ел. Главное — давать ему именно то, с чем он хорошо знаком, ведь остальное (за крайне редким исключением!) он сразу отвергнет. Дети с аутизмом — визуалы. Они лучше воспринимают информацию и мир благодаря тому, что видят.
Наверное, это прозвучит смешно, но мой сын категорически отказывается даже от конфет, которые раньше никогда не видел! Ему нужны сладости исключительно одного вида — или, как минимум, с обязательным дополнением в виде шоколада, который он сразу узнает.
Такие же особенности имеются и с основными приемами пищи. Например, Тимофей очень любит мясо и супы и может их есть во время любого приема пищи — даже рано утром. А вот с овощами у нас пока никак не складывается. Но я не теряю надежды и время от времени стараюсь предложить ему тот или иной новый продукт. Если сын в хорошем настроении, «эксперимент» получается удачным.
Время терапии
Мы приезжаем на занятия примерно за 15 минут до их начала и гуляем на детской площадке. Иногда к Тимоше подходят другие дети, но в силу своих особенностей он совершенно не реагирует на их попытки подружиться.
Дети с аутизмом не имеют навыка и потребности общаться — и по-настоящему боятся находиться в окружении большого количества людей. Поэтому даже во время занятий при фонде у каждого малыша есть свое отдельное пространство, в котором присутствуют только он и инструктор (так здесь называют педагогов и психологов). При другом развитии ситуации ребенок испытывал бы стресс и демонстрировал нежелательное поведение. Так принято называть любые виды истерик и агрессии.
При этом за 3-4 часа таких ежедневных занятий с каждым ребенком из группы работает сразу множество специалистов подряд. Они меняются через небольшие промежутки времени, тем самым помогая малышам спокойнее относиться к появлению новых лиц. Родители, кстати, на таких встречах не присутствуют. Считается, что так лучше для детей и ускоряет проработку их проблем.
В первое время, пока Тимофей занимался в детской группе, я ходила на занятия для родителей
К примеру, раньше для нас было огромной проблемой вместе сходить в магазин за покупками. Он вырывался, кричал — в общем, как мог показывал, что не понимает, куда и зачем я его веду. Теперь мне достаточно просто ему показать картинку магазина, и мы спокойно собираемся дальше по делам.
Вообще, для понимания друг друга при помощи специалистов центра мы освоили систему карточек ПЕКС, разработанную специально для детей с аутизмом. Она состоит из мягкого альбома, в котором липучками прикреплены иллюстрации всех тех действий и предметов, которые сопровождают каждый день сына. Когда он что-то хочет от меня, он берет свой альбом, отклеивает нужную наклейку и дает мне, чтобы я ему помогла. Например, когда он хочет печенье, он берет и протягивает мне картинку с ним. Я в ответ должна произнести это слово вслух и обязательно дать сыну желаемое. Иначе попытка выйти на связь с миром покажется ему безрезультатной и прогресса не будет.
Честно признаться, я не могу объяснить, чем конкретно занимается мой ребенок на занятиях в центре. Потому что это всегда что-то разное и непохожее на то, что было вчера. В центре развивают множество навыков для коммуникации таких детей, давая каждому именно то, в чем он нуждается.
Занятия идут примерно до четырех часов дня, и нам советуют ограничиваться только этим, а не пытаться найти для ребенка еще какого-нибудь педагога и репетитора. Иначе будет слишком сильный перегруз и напряжение. Я и сама не вижу необходимости заниматься с сыном чем-то еще: к такой нагрузке надо привыкать. А он так увлечен и отдается занятиям, что на обратном пути домой очень быстро засыпает в машине. Проблем с укачиванием и дневным сном у нас нет!
Планы на себя
Я совсем не могу сказать о том, что страдаю от недостатка времени. Все благодаря занятиям в «Обнаженных сердцах». Пока сын там, я могу спокойно делать домашние дела — и даже подрабатывать, занимаясь любимым хобби.
Мне всегда нравилось фотографировать, хотя отучилась я на инженера-технолога. В первый год декрета муж предложил мне заняться фотографией более профессионально — чтобы отвлекаться от рутины, как минимум фотографируя мероприятия в его спортивном центре. Конечно, из-за пандемии для этой индустрии сейчас не самый удачный период. Но все же заказы имеются, и мне нравится работать с клиентами в свободное время.
Большинство моих фотосессий проходит, когда Тимоша на занятиях. Но если вдруг клиентам этот интервал неудобен, я всегда могу оставить сына с бабушкой и дедушкой. Он отлично ладит с ними, и это очень выручает.
Кстати, до беременности я работала в крупной строительной фирме. И уже сейчас многочисленные знакомые из отрасли зовут меня вернуться к делам, обещая достойную зарплату. Но пока у меня, к сожалению, такой возможности нет: как минимум до того момента, пока мы не найдем хороший детский сад для сына.
Все бы ничего, но специализированных садиков для детей с аутизмом в России нет. Есть только группы для малышей с особенностями речевого развития, но там, конкретно в нашей ситуации, мест пока не предвидится. До пандемии Тимоша пробовал ходить в обычный детский сад, и все складывалось вполне хорошо. Но после долгой паузы он наотрез отказался возвращаться в группу. Все-таки пребывание в обычном саде, где в группе так много детей, может травмировать психику ребенка с аутизмом. Конечно, специалисты советуют отдавать детей в обычные сады. Но не все воспитатели готовы работать с ними.
В нашей ситуации, в принципе, грех на что-то жаловаться. Но я общаюсь с другими мамами детей с аутизмом и знаю, что проблемы бывают очень неприятные. Редкий воспитатель захочет возиться с одним особенным ребенком, когда вокруг бегает еще двадцать других детей! Пробовать укладывать его спать, когда он даже не хочет лечь в кровать, пытаться накормить и уж тем более успокоить в момент нежелательного поведения. Поэтому родителей довольно часто просят забирать детей — и больше не приводить…
Воспитание характера
В воспитании ребенка с аутизмом главное — принимать «правила игры» и правильно себя вести, не позволяя брать верх эмоциям. Это нелегко, но со временем навык приходит.
Да, пока Тимофей не говорит. Но он уже выучил алфавит! У детей с аутизмом всегда есть особая фиксация на чем-то, и в нашем случае это цифры и буквы. Он может часами сидеть над книжками и рассматривать их, почти не требуя моего внимания: и лишь иногда подбегает ко мне с просьбами назвать ту или иную цифру и букву.
Зная его особенность самостоятельно себя развлекать, я стараюсь реже включать мультики. Ведь тут, опять-таки, стоит помнить о визуальной природе детей с аутизмом. Раньше он мог днями не отходить от экрана, и мы с мужем приняли решение на время убрать телевизор из нашей квартиры.
Мы планируем попробовать поставить сына на коньки. Пока не знаю, что из этого выйдет, но интересно. Вообще, наш папа — профессиональный спортсмен и работает тренером по карате. Но мы пока не спешим знакомить Тимошу с миром спорта — он еще слишком маленький и неподготовленный именно к социуму, чтобы ходить на обычные тренировки. Я думаю, ему будет некомфортно в секции с другими детьми. Конечно, он любит побегать и порезвиться в спортзале у папы, но пока не больше. Наверное, в будущем попробуем тренировать его индивидуально — а там посмотрим, что из этого выйдет.
Вечернее время
Пожалуй, главной проблемой (да и то шуточной) является то, что каждую ночь мы вместе с мужем засыпаем в одной кровати, а просыпаемся уже в разных местах. Тимоша привык в середине ночи приходить к нам, и мужу приходится уходить в его комнату.
Сын никогда не может самостоятельно заснуть вечером — мне нужно создать для него визуальную обстановку подготовки ко сну. Поэтому каждый вечер мы вместе ложимся, слушаем колыбельные, и он засыпает на моем плече.
Конечно, специалисты говорят, что именно от такой модели укачивания нам нужно постепенно уходить — ведь время идет, мальчик растет. Но пока я не считаю нужным отказываться от нашей традиции. Да, я все прекрасно понимаю, но, думаю, еще какое-то время мы можем наслаждаться таким убаюкиванием. Мы и так стараемся постепенно вводить что-то новое в жизнь Тимоши — например, своя комната и «взрослая» кровать у него появились всего несколько месяцев назад. И я верю, что со временем все будет становиться только лучше.
Фото: личный архив героини