Ситуация с коронавирусом в мире в целом и в России в частности становится все тревожнее с каждым днем. В связи с этим вечером 29 марта мэр Москвы Сергей Собянин ввел в Москве режим самоизоляции для всех жителей столицы вне зависимости от возраста.
Это значит, что покидать свои квартиры жители могут только в нескольких случаях: сходить в ближайшие продуктовый магазин и аптеку, за экстренной медицинской помощью, для выгула животных (и то не дальше 100 метров от дома) и поездок на работу (если гражданин обязан на нее ходить).
И все бы ничего, только вот улучшающаяся с каждым днем погода и наступление весны делают самоизоляцию трудной даже для взрослых, а для ребенка — вообще непосильной задачей. Однако своя безопасность и безопасность окружающих сейчас должны стоять на первом месте у каждого гражданина России. В связи с этим возникает логичный вопрос: как же объяснить своему чаду, что на улицу выходить нельзя?
В первую очередь нужно понять — к детям разных возрастов стоит применять свой подход.
Дети до 11 лет
С детьми до 10-11 лет все достаточно просто. Школьникам этого возраста необходимо объяснить, что происходит, причем сделать это нужно абсолютно честно и открыто, не в игровой форме. Родители должны донести до ребенка, какие обязательства семья принимает на себя в связи со сложившейся ситуацией. Главное правило — показывать детям, что нужно делать, на своем собственном примере, поскольку до 11 лет ребенок воспринимает себя как «единицу» в семье.
И, конечно, необходимо рассказать, чем можно заняться в условиях карантина — в какие игры поиграть, что почитать, а главное, делать это всем вместе.
Дети с 11 до 14 лет
Опасный переходный возраст — дети считают себя «полувзрослыми», а значит, практически самостоятельными и способными сами принимать решения. Сыграть нужно именно на этом. Родители должны объяснить, что в сложившейся ситуации необходимо проявить сознательность — а если ты не сознательный, значит, ты и не взрослый.
При этом информировать свое чадо нужно непосредственно на примере своей семьи. «Мы не ездим к бабушке, потому что у нее слабая иммунная система, а мы не хотим ее заразить» или «Мы заботимся об окружающих, поскольку рядом с нами живет много пожилых людей, которые находятся в зоне риска» — идеальные варианты для объяснения.
А вот просто включить новостной канал и показать, что творится в мире, не получится. Лучше показать им обращения врачей и людей старшего возраста через соцсети — им этот мир более понятен.
Подростки от 14 лет
Школьники этого возраста уже готовы ассоциировать себя не только с семьей, но и с обществом. Поэтому нужно обратиться к детям напрямую, рассказать, что ситуация в стране и мире непростая, а самоизоляция — шанс проявить свою гражданскую позицию, поскольку это поступок, на который пошли все сознательные взрослые люди.
Также для всех детей, вне зависимости от их возраста, стоит донести, что запрет на выход из дома — попытка государства защитить людей.
Дети и родители
Самоизоляция на предстоящей нерабочей неделе позволит родителям и детям укрепить семейные ценности в доме. Такое мнение высказал народный учитель России, директор столичной школы №548 Ефим Рачевский.
В соответствии с указом президента РФ, неделя с 30 марта по 3 апреля объявлена нерабочей. Кроме того, в столице также введены дополнительные ограничения.
«В эти дни стоит проводить больше времени со своими детьми, сделать с ними уроки или что-нибудь другое, неделя может помочь укрепить те семейные ценности, о которых многие стали забывать», — сказал Рачевский. Он пояснил, что одной из главных задач, которую родители часто возлагают на школу, — это отвлечение детей от улицы. Однако, это задача, прежде всего, самих родителей.
«Роль школы в этом деле [не пускать детей на улицы], на мой взгляд, — дать нормальные полноценные задания, дать нормальную полноценную систему оценивания и перестать либеральничать. Вспоминаю фразу полководца Суворова: «Чем войска меньше заняты, тем быстрее они разлагаются». Почему? Потому никакими убеждениями «сиди дома и смотри телевизор» детей не остановить от посещения улиц», — добавил Рачевский.
В свою очередь член экспертно-консультативного совета родительской общественности Москвы, профессор Елена Алексейчева, отметила, что в эти дни можно узнать друг друга поближе, с другой стороны. «Можно вместе собраться и играть в настольные игры. Нужно детей отвлекать, например, искать новые кулинарные рецепты для девочек, а для мальчиков эти дни дадут возможность систематизировать свои игры. Это время для того, чтобы можно было вместе чем-то заняться, например, навести порядок в доме или посмотреть вместе фильмы, почитать книги», — сказала Алексейчева.
Она рассказала также, что некоторые классные руководители устраивают с детьми в режиме онлайн классные часы, где что-то вместе готовят или делятся своими успехами. Среди студентов, например, прошел флэшмоб «Пушистый дистанс», в рамках которого они делились друг с другом фотографиями своих питомцев.
«Мне казалось, что среди родителей и учеников ходят чересчур оптимистичные настроения. Сейчас главное не создать нагрузки для медицины, и посидеть немного дома», — добавила Алексейчева.
Мнение психолога
Что делать, если ребенок после всех объяснений продолжает требовать выйти погулять на улицу и даже устраивает истерики?
Истерика — это средство добиться желаемого. Обычно дети используют его, если у них уже есть опыт подобного поведения — управления взрослыми. Ребенок будет расти, желания его будут расти, чаще расходиться с мнением родителей. Если мамы и папы будут оставаться заложниками истерик, не научатся объяснять, договариваться, иногда мотивированно отказывать и настаивать, — у них не будет инструментов для взаимодействия с ребенком в более сложные и противоречивые периоды его взросления.
В сложившейся сегодня ситуации, чтобы защитить себя и окружающих, — это повод научиться доступно объяснять ребенку, что происходит, кто и какие решения принимает и почему, и мотивированно отказывать ему в желаниях, удовлетворить которые попросту невозможно. А чтобы меньше было повода для конфликта, подберите на эту неделю совместные активности, которые будут интересны всей семье, составьте красочное интерактивное расписание дня, меняйте виды деятельности. Увлеченный совместной интересной работой ребенок не будет придумывать, чем себя занять, и настаивать на своем. «Прогулка» на балконе может стать увлекательной игрой и компромиссом, когда хочется подышать воздухом.
Как объяснить, что принудительная изоляция может продлиться довольно долго и неизвестно, когда закончится?
Честно и достоверно. У нас нет принудительной изоляции. Есть меры повышенной готовности и самоизоляция граждан. Нужно рассказать, что это за меры, кто их принимает и почему. А вот насколько долго они продлятся и когда закончатся, зависит от каждого из нас. Если мы побудем все вместе дома, распространение вируса остановится, и эти меры будут больше не нужны. Посмотрите вместе ролики с обращениями врачей.
Что делать, если ребенок испугался неизвестности или коронавируса?
Опять же честно, достоверно, спокойно и доступно ему все объяснить. Если соблюдать гигиену и меры, которые ограничивают распространение, — ни ему, ни его близким ничто не угрожает. И сами не паникуйте.
Как быть, если спустя несколько дней ребенок впал в уныние и ничего не хочет делать дома?
Детям трудно без деятельности и без общения. Сейчас огромное количество онлайн-платформ, сервисов и ресурсов, которые с пользой и безопасно могут стать альтернативой привычной активности. Потратьте время и в зависимости от того, какого возраста ваш ребенок и чем он увлекается, подберите игры, обучалки, квесты, экскурсии, фильмы, видеоуроки…
Уверяю вас, что возможностей окажется гораздо больше, чем времени в сутках. И вам вместе с ребенком нужно будет придумать, как составить расписание, чтобы все успеть, — это сама по себе интересная деятельность, кроме того, такое расписание организует режим дня, а режим — лучшее лекарство от безделья, а значит, и от уныния. Что касается общения, то в течение дня целесообразно найти время и способ, когда ребенок сможет просто «поболтать» с друзьями онлайн.
Кузнецова Анастасия Андреевна, начальник отдела взаимодействия с образовательными организациями Городского психологи-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы.