Реальность такова, что сегодня практически каждый российский участковый педиатр наблюдает в среднем 4–5 малышей с признаками аутизма. При этом далеко не каждый медик осведомлен, как ему действовать в этой ситуации — куда направить родителей за консультацией, какие диагностические тесты провести.
Аутизм — это не болезнь!
Несмотря на то что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова.
Правильнее и этичнее считать аутистов людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.
Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.
Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т. п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, общение с другими людьми).
У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот — другие, важные для нас посылы извне они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно, они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира и по-другому общаются в рамках социума.
К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессируют с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей она мало отличается от общемировой.
10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом «аутизм». Три года назад — статистика выросла до 1 на 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?
Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит — прежде чем вы схватитесь за голову в сомнениях — не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых, они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых, они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
Другими словами, некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Но если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов — его необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основные группы:
Социальные симптомы;
Проблемы с коммуникацией;
Монотонность (стереотипность) поведения.
1. Социальные симптомы аутизма у детей
Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
Ребенок избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы, или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/отсутствие мамы (или других родных людей) — либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо, наоборот, не может выдержать даже кратковременного расставания;
Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи — например, предметы мебели.
2. Дети-аутисты и трудности коммуникации
Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит) либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5–3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми — никакие коллективные игры его не интересуют;
Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
3. Симптомы аутизма у детей: монотонность поведения
Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
Также малыш с трудом «терпит» присутствие в его обществе незнакомых ему людей;
Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).
Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5–2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.
Лечение детей-аутистов: где взять «волшебную» таблетку?
Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.
Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств — постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае — по своей особой программе.
Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком-аутистом — тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во взрослом мире.
Повторимся, что коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом «аутизм» скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком — диапазон расстройств аутистического спектра) огромный: один аутист может быть умственно отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т. п. В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.
Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика практически индивидуальна и представляет собой своего рода пазл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.
Родителям ребятишек с тем или иным расстройством аутистического спектра необходимы в равной степени и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно терпение, настойчивость (скорее даже — родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку, так или иначе, предстоит жить.
Фото: Getty Images