Когда в 1984 году Хуан Карлос Антонио Гальяно, студент лондонского Saint Martins, дебютировал с дипломной работой на тему костюмов времен Великой французской революции, все присутствующие в зале резко замолчали. Преподаватели престижного модного колледжа поняли: перед ними вундеркинд. Коллекция испанца «Щеголи» (Les Incroyables) была немедленно выкуплена на продажу лучшим лондонским магазином одежды Brown's. Первая коллекция 24-летнего Гальяно принесла ему внимание прессы, а также привлекла первых инвесторов. С тех самых пор и начался долгий, нестабильный, но такой интересный путь Джона Гальяно в мире моды.
Сегодня, 28 ноября 2022 года, сумасбродному кутюрье исполнилось 62 года — предлагаем окунуться в прошлое и вспомнить самые эпатажные и по-настоящему волшебные наряды, при виде которых до сих пор захватывает дух.
В начале 1990-х Джон Гальяно оставляет бесперспективный Лондон. Чопорные британцы хоть и восхищались разноцветными бантами и узорами, но одеваться в них не спешили. Гальяно не теряет надежд и едет в Париж: он приезжает туда без гроша в кармане, спит на полу в квартире у приятеля и питается картошкой. Один из знакомых одалживает ему несколько квадратных метров своей фабрики, где Гальяно продолжает шить из подручных средств, параллельно пытаясь найти финансовую поддержку.
И ему везет. Вскоре у творчества Джона появляются такие поклонники, как Анна Винтур и Андре Леон Телли, которые нашли молодому дизайнеру инвестора и представили его работы влиятельным светским фигурам. Небольшая угольно-черная коллекция осень-зима 1995 года была показана в великолепном особняке мультимиллионерши Сао Шлюмберже — именно это событие стало поворотным моментом в карьере Гальяно.
И дела Джона пошли в гору. Подиум всегда был средством коммуникации с людьми — он рассказывал сказки. В своей коллекции весна-лето 1994 дизайнер поведал публике историю сбежавшей русской принцессы, которая «отправляется в путь самопознания». Шоу «Принцесса Лукреция», пестрившее обилием кринолина, парчовыми накидками и огромными косами, было одобрено критиками.
К осени 1995 года Бернар Арно из LVMH лично выбрал Гальяно на пост главы Givenchy, практически совершив революцию. Так, Джон Гальяно стал первым британским дизайнером исконно французского дома. Его знаменитое шоу 1996 года для легендарного лейбла развеяло последние оставшиеся сомнения в таланте британского кутюрье.
Менее чем через два года Гальяно заменил итальянца Джанфранко Ферре в Christian Dior. Его первое творение для дома — легендарное сапфировое платье в бельевом стиле — было надето самой принцессой Дианой на выставку Кристиана Диора в Метрополитен-музее.
И это тот самый студент, который ночами строчил костюмы в подвале своего друга?
В Dior Гальяно дает волю своей фантазии. У него появляются знаменитые друзья: вот Кейт и Наоми стоят с ним в обнимку на «цветочном» показе весна-лето 1997. Дружба этой троицы проверена временем — они общаются по сей день.
Николь Кидман привлекла бешеное внимание и к себе, и к Гальяно в 1997 году на церемонии вручения премии «Оскар». Рыжеволосая красотка прибыла под руку с тогдашним мужем Томом Крузом в облегающем платье цвета шартрез Christian Dior.
Кутюрное шоу Christian Dior 1997 года произвело настоящий фурор — полуголые силуэты моделей посреди джунглей рассказывали сказки о мифических существах. Как вам русалка Шалом Харлоу в шелковой тине?
Джон Гальяно не раз доказывал, что он хорош и в эпатаже, и в классике, и в гибриде этих двух направлений. Яркий пример — fashion moment Селин Дион на «Оскаре» 1999 года: туда певица пришла в вывернутом назад смокинге из мужской коллекции.
Воздушный тур по Египту вдохновил Гальяно на создание кутюрной коллекции весна-лето 2004 года. Великолепнейшее зрелище Christian Dior привлекло внимание как знаменитостей, так и простых обывателей — это была сенсация.
На Met Gala в 2006 году супермодель Жизель Бюндхен продемонстрировала идеальную фигуру в шелковом платье с косым вырезом, которое Гальяно отстаивал в период своего главенства в Dior.
В 2007 году Гальяно реабилитировался после не слишком теплого приема своей последней коллекции 2006 года загадочной одой пьесе «Мадам Баттерфляй». Вдохновляясь традиционной одеждой гейш, их макияжем и поведением, Джон устроил невероятное шоу, которым восстановил репутацию. Здесь преданная дизайнеру Шалом Харлоу изображает гейшу, вышедшую прогуляться на улицы Киото.
Анджела Линдвалл, хедлайнер рекламной кампании дизайнера 2003-го года, также приняла участие в кутюрном показе — там она сияла в невероятном традиционном гриме Кабуки.
В честь десятилетнего юбилея своего сотрудничества с Christian Dior и 60-летия дома, Гальяно устроил презентацию одной из самых красивых и легендарных коллекций мира моды — «Бал артистов». Показ проходил в Оранжерее Версаля. На хаотичном мероприятии собрались такие иконы, как Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл и Жизель Бюндхен. Сам Гальяно появился на шоу в образе тореадора — дань испанским корням кутюрье.
В 2010 году Шарлиз Терон посетила ежегодную вечеринку Vanity Fair в темно-сиреневом платье Christian Dior. Дружба c дизайнером сделала ее самым запоминающимся амбассадором Модного дома. J'adore!
В 2010 году начинающая модель Карли Клосс стала лицом весенне-летней рекламной кампании Dior. В кадре, снятом Стивеном Мейзелом и стилизованном Гальяно, Клосс изображается «современной сиреной на рекламном щите».
В 2010 году близкая подруга Джона Кейт Мосс попросила его сшить свадебное платье: она выходила замуж за Джейми Хинса из Kills. Романтичное платье лесной нимфы с золотыми акцентами также дебютировало в сентябрьском номере Vogue 2011 года, на обложке которого и появилась Кейт.
Бернар Арно отнюдь был не единственным коллегой по цеху, обратившимся к креативу Гальяно за помощью. В январе 2012 года дизайнер Оскар де ла Рента пригласил Джона временно «поселиться» в его ателье — и Гальяно немедленно принял это предложение. И хотя его роль никогда не была формализована, присутствие испанского британца ощущалось в каждом стежке и узоре осеннего де ла Ренты 2013 года.
Страсть к платьям-тортам, золотым узорам и другим «громким» деталям стала для Гальяно роковой. Утонченность платья принцессы Дианы уступила театральности и светам софитов. Кокотки в борделе, принцессы на балу, тореадоры, кринолины, комбинации, корсеты — все это не шло в ногу со временем.
Однако британский дизайнер не устает брать реванши. Сейчас он является главой, пожалуй, одного из самых минималистичных и «черно-белых» брендов — Maison Margiela. Выпускавший по 32 коллекции в год и активно использовавший отсылки к африканскому и мексиканскому фольклору, Древнему Египту и царской России, Японии эпохи Эдо и Франции времен Жанны д'Арк, Джон стал королем минимализма — назло всем.
Сейчас Гальяно называет себя портным, а не художником, но иногда вспоминает былые времена эпатажа.
«Мода стала слишком серьезной. Все забыли о том, что есть радость переодевания. Одеждой можно наслаждаться, как хорошей едой или вином», — говорил дизайнер.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru