Журналы «Работница» и «Крестьянка» с идеологически выверенными текстами и крайне редкими вкраплениями выкроек — советским женщинам было трудно следить за модой. В 1987 году в СССР появился журнал Burda Moden, который навсегда изменил жизнь модниц в Советском Союзе, однако до этого он сыграл важную роль в судьбе его издательницы — Энне Бурда. Рассказываем обо всем по порядку.
Анна Магдалена Леммингер (так звали ее при рождении) с детства знала, что хочет построить успешную карьеру. Однако в начале XX века положение женщин в обществе все еще оставалось незавидным. Девочка окончила монастырскую школу, а после поступила на годичные коммерческие курсы. На работу Анна устроилась на городскую электростанцию — там она принимала платежи за электричество у местных предпринимателей.
В один прекрасный день туда заглянул симпатичный молодой человек по имени Франц Бурда — он оказался владельцем небольшой типографии. Анна была обаятельной девушкой и сразу понравилась Францу. Без лишних слов летом 1931 года влюбленные сыграли свадьбу. Анна Леммингер стала Энне Бурда.
Несмотря на карьерные устремления, девушка сосредоточилась на семье. Энне родила троих детей. Много занималась домом и была образцовой хозяйкой. А дальше — все как в банальном сериале. Франц завел роман на стороне с собственной секретаршей — и едва ли это можно было назвать интрижкой. Девушка родила ребенка. Браку Энне и Франца пришел конец.
Тогда-то она и решила, что настало время воплотить в жизнь то, о чем она всегда мечтала. Энне наняла хороших юристов и отобрала у экс-супруга журнал и типографию, которые он намеревался отдать любовнице. Издание не приносило никакой прибыли, но Энне Бурда точно знала, чего она хочет. От портних до фотографов — она контролировала всех и все.
Первый номер Burda Moden вышел в 1950 году — на тот момент Энне было 40 лет, а она только начала свою карьеру.
На дворе стояли 1950-е: в послевоенной Германии был дефицит всего, полки магазинов пустовали, однако женщины мечтали одеваться красиво. И Энне подарила им такую возможность. Теперь, используя выкройки из журнала, можно было смастерить что-то самостоятельно без особых затрат. Немки были в восторге.
Первый номер вышел тиражом 100 тысяч, а уже через два года он вырос до 500 тысяч экземпляров. В 1950-м Burda Moden распространялся в Германии, Австрии и Швейцарии, с 1952-го журнал стал продаваться еще в восьми европейских странах, а с 1953-го — в США, Канаде и Бразилии.
Из домохозяйки Энне Бурда превратилась в успешную бизнес-леди. Франц захотел вернуться в семью, просил прощение — и она согласилась. Однако поставила условие: любовница и ребенок уедут из Оффенбурга.
«Я всегда завидовал таким людям, как она — людям, в которых заложен такой потенциал. Достаточно было щелчка судьбы, и потенциал развился таким образом. Эта, по сути, простая женщина создала огромное предприятие, знала, куда направить его развитие. Интуиция у нее была потрясающей», — рассказывал про Энне Михаил Лежнев, главный редактор российского журнала Burda Moden с 1989-го по 2008 год.
В 1986-м Энне Бурда познакомилась с Раисой Горбачевой. Советская делегация прибыла в Германию, в том числе в нее входила супруга генсека Михаила Горбачева. Раиса Максимовна была известной модницей — ее стилем восхищались Ив Сен-Лоран и Пьер Карден. И именно она посчитала нужным выпускать Burda Moden в СССР. Энне идея пришлась по душе. Она как предприниматель отлично понимала, насколько это огромный рынок.
6 июля 1986 года Бурда отправила советскому послу Юлию Квицинскому письмо, в котором выразила готовность предоставить лицензию на издание Burda Moden в Советском Союзе.
В октябре директор издательства Aenne Burda Манфред Маде и директор советского издательства «Внешторгиздат» Владимир Прокопов подписали договор о сотрудничестве. Совместное предприятие должно было начать работу в кратчайшие сроки, однако производственные мощности «Внешторгиздата» не позволяли выпустить запланированное количество экземпляров. Тогда было принято решение отпечатать тираж в Оффенбурге.
19 февраля 1987 года Энне Бурда держала в руках свежий номер Burda Moden на русском языке. 100 000 экземпляров погрузили в фуры с надписью Burda Moden nach Moskau (Burda Moden в Москву) и отправили в столицу.
Запускали журнал с помпой. 3 марта в Колонном зале Дома Союзов на Большой Дмитровке прошел показ. В финале модели демонстрировали свадебные образы от Burda.
Энне Бурда вышла на подиум вместе с ними — и вполне закономерно сорвала бурю оваций. Запуск журнала и фэшн-показ стали одними из самых заметных признаков, что в стране происходят значительные перемены — она открывается миру.
«Мода не знает границ» — красовалась надпись на синих пакетах, которые вручали гостям мероприятия. В них был набор косметики и первый номер Burda Moden.
Выглядел первый номер следующим образом: 60 моделей с выкройками в натуральную величину. Тираж в 100 000 экземпляров, само собой, тут же разлетелся. Советские модницы наконец смогли использовать качественные выкройки. Купить модную вещь в СССР было практически нереально, поэтому Burda Moden подарил женщинам возможность примерить, как бы сейчас сказали, главные мировые тренды. Шили тогда почти все, а кто не умел — обращались к знакомым или в ателье.
«Вы не можете себе представить, как журнал рвали из рук. Два главных женских журнала тогда — ''Работница'' и ''Крестьянка'' — стоили 35 и 40 копеек за номер, а их тиражи исчислялись десятками миллионов каждый. Конечно, женщины читали не передовицы об успехах ткачих, а искали маленькие картиночки с жакетом и с инструкцией о том, как его связать, какие-то рубрики типа ''Хозяйке на заметку'', советы по косметике, кулинарные рецепты. Все это было, конечно, очень убого. И вдруг — такой журнал! Все, что было интересно женщинам, давалось в великолепном качестве, потрясали модели, умопомрачительные рецепты!» — вспоминал главный редактор Михаил Лежнев.
Журнал тогда стоил 5 рублей. Примерно такая же цена была у художественных альбомов с репродукциями знаменитых художников. Однако достать Burda Moden было очень трудно. В ход шли любые методы.
«И вот представьте себе, что ''Бурду'' с этой нереальной ценой купить было невозможно. Ее распределяли по профсоюзным комитетам. У нас, например, на предприятии в 1400 человек профком выписывал три экземпляра. Их ему выделяли, это тогда так называлось. Кроме того, тогда цвела система ''по знакомству'', и кому-то удавалось подписываться на журнал, а это — 60 рублей в год, половина месячного оклада… С 1987-го по 1989 годы тираж вырос так, как на Западе и мечтать не могли: до 1 миллиона 300 тысяч экземпляров», — продолжает Михаил Лежнев.
Фотографии в журналах Burda Moden по всему миру были одинаковыми, отличались только тексты. И в Советском Союзе часто возникали сложности. Как и в послевоенной Германии, полки в магазинах пустовали. Модницы учились шить платья из тафты без использования тафты, вышивать без бисера, вместо новых тканей в ход часто шли старые вещи.
Конечно, новая (а точнее, только появившаяся) мода не всегда вызывала одобрение у публики. Говорили, что Burda отвлекает женщин от общественно важных проблем.
«Сшила пару шорт из сорочечной ткани цвета хаки себе и подружке. В деревне, где мы с ней отдыхали, бабки плевались и называли ''позорными девками в трусах''», — вспоминала одна из читательниц.
К слову, с рецептами тоже была беда. Например, в СССР не продавали киви. Однако в номере оставалась картинка киви, а вот уже в тексте писали, чем его можно заменить — фейхоа или абрикосом.
Когда Раиса Максимовна Горбачева встретилась с Энне Бурда еще раз, то она намекнула, что рецепты в журнале слишком изысканны. И Энне это учла — такие-то тиражи!
Однако со временем, уже после распада СССР, в Россию пришли другие журналы. Стали открываться магазины, надобность в выкройках отпала. Тем не менее Burda выходит по сей день, в отличие, кстати, от многих изданий, которые после февральских событий покинули Россию. Так что кто знает? Возможно, культовое издание ждет ренессанс.
Фото: Getty Images, Legion-Media, Лизунов Юрий, Чумичев Александр/ТАСС, burdastyle.ru