Эта тема в очередной раз возникла, когда в Сети вновь принялись обсуждать 23 апреля 2018: Кейт Миддлтон стала мамой в третий раз. В тот же день около пяти часов вечера счастливый отец, герцог Кембриджский Уильям, забирал жену из госпиталя Святой Марии. По традиции родители с новорожденным позировали фотографам. Кейт была бодра и хороша в красно-белом платье Jenny Packham.
Очень скоро, по мере распространения снимков, к потокам умиления и радости стали примешиваться возмущенные комментарии. Повод для негодования: бежевые замшевые лодочки Gianvito Rossi на 7-сантиметровых каблуках, в которых герцогиня Кэтрин покидала госпиталь спустя, напомним, пять часов после родов.
В 2018 году это был уже перебор. Где осознанность и хоть какое-то снисхождение к себе?!
Женщины мира на разных языках вспоминали, как это было у них, сходясь во мнении, что самая последняя вещь, на которую по своей воле отважится молодая мать — втискивать отекшие ноги в туфли. Особенно на каблуках. Тем более в наши счастливые времена, когда позволительно не напрягаться даже крепким и нерожавшим — отправляясь не то что из больницы домой, а в театр, на свидание или, что уж там, на свадьбу.
Кроссовки с фатой
Свою роль в нашем массовом «переобувании» сыграла Серена Уильямс, чей пример оказался ох каким заразительным. Снова возвращаемся в прошлый 2018 год. Не прошло и месяца после того дня, как Кейт продемонстрировала злосчастные лодочки Gianvito Rossi с новорожденным Луи на руках, как случилась свадьба принца Гарри и Меган Маркл.
К невесте прилетел целый взвод ее заокеанских подруг под предводительством Серены Уильямс. На венчании теннисистка была одета по протоколу — платье-футляр, витиеватый головной убор, туфли на каблуках. Однако чуть позже, на торжественном ужине, Серена продемонстрировала оригинальное комбо — кутюрное платье Valentino и кроссовки. Длина в пол могла бы скрыть секретик 41-го размера, однако спортсменка то и дело поднимала подол, чтобы видели все.
Кто-то, может, и удивился, но многие вспомнили, что на собственной свадьбе в 2017 году Уильямс замиксовала кутюр Versace с кроссовками Nike Cortez. Там была милая история: накануне свадьбы Серена отправила пару спортивной обуви опытной инкрустаторше с мешком кристаллов Swarovski, чтобы за сутки превратить обычные белые «кортесы» в вечерний вариант. И пусть в кроссовки теннисистка переобулась в конце длинного дня, девушка-инкрустатор Мишель Менезис утверждает, что с того дня у нее нет отбоя от будущих невест, требующих украсить их «конверсы», «кортесы» и прочие «стэны смиты».
Разумеется, Мишель не одна такая, и кастомизировать вам пару кед для любого мероприятия всегда найдутся желающие. Главное, что спрос на подобные услуги растет. Мы уже не видим криминала в том, чтобы сочетать вечерние наряды с лишенной намека на торжественность обувью. Сказать за это спасибо Серене? Ну нет, не она это придумала.
Первым узаконил сочетание женственного наряда на миллион и кроссовок все-таки мужчина.
Уличный шик
«Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда», — так говорила Габриэль Шанель. Карл Лагерфельд, который когда-то признался Woman.ru, что боится неизбежной встречи с Мадемуазель в иных мирах, понял, что в 21 веке все гораздо сложнее — или, наоборот, проще. Оберегать подиум от влияния улиц — путь в никуда. Дальновидный Карл внимательно следил за тем, что интересует молодых, и в конце января 2014 года сделал ход конем, ставший знаковым фэшн-событием десятилетия.
На показе весенне-летней кутюрной коллекции Chanel все 65 моделей были обуты в кроссовки.
Да, эти кроссовки изготовлялись вручную в старинном ателье Массаро. Да, они были из ламе и твида с посеребренной нитью. Да, шнурки были шелковыми… Но сам факт! Женщинам была выдана индульгенция отныне не заморачиваться с этими вековыми условностями «под вечернее платье только изящные туфли». Если уж к кутюру за десятки тысяч евро предлагались кроссовки, что говорить об обычной одежде обычных женщин.
«Мисс офис»
Перенесемся с подиума на… ресепшн. Ибо за стойкой одного из них разгорелся скандал, вышедший за пределы бизнес-центра средней руки. В конце 2015 года некая Никола Торп устроилась работать на ресепшн в одну из лондонских финансовых компаний.
Начала свой первый рабочий день Никола не с той ноги — и не с той обуви. К делам она приступила в костюме и в черных балетках, благодаря которым сразу же получила выговор от начальства, а с ним и требование в перерыве купить туфли на каблуках минимум 5 см. «Но как я на них выдержу 9 часов на ногах?! Я же должна постоянно провожать людей на переговоры!» — возмутилась Торп и была отправлена уже не за туфлями, а домой без выходного пособия.
Описав тем же вечером происшествие на своей странице в Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация), Никола поняла, что ее история болезненно близка многим женщинам. Она решила создать петицию с требованием пересмотреть нормы делового дресс-кода, требующие от женщин носить туфли на каблуках. Стоит рассказывать дальше?..
Вы наверняка догадались, что подписей набралось раз в десять больше, чем рассчитывала Никола. С тех пор ее история расценивается как безоговорочная победа феминизма, давшая женщинам дополнительную свободу и чуть ли не законное право возмутиться, если их попытаются поставить на каблуки. Не менее пристально этот кейс изучают в компаниях, занимающихся подбором персонала — с целью предупреждения конфликтных ситуаций.
Какие уж тут шпильки, когда вполне в духе времени возмущаться требованиями чистых волос и минимального макияжа на рабочем месте.
Лестница-чудесница
В том же 2015 году случился еще один скандал — не менее громкий и некрасивый, к тому же практически на лестнице Каннского кинофестиваля. К ней близко не подпустили группу женщин за пятьдесят, которые были приглашены на показ. Основание: отсутствие обуви на каблуках. Вместо туфель у дам были нарядные балетки, в которых им, по их словам, было удобно. Одна из женщин была супругой известного режиссера, другая — и вовсе с ампутированной ногой…
Их все равно развернули. За высоким искусством нужно только на высоких каблуках.
Возмущению и гостей, и участников фестиваля не было предела. Актриса Эмили Блант бушевала, что в эпоху равенства это недопустимо и вообще всем пора перестать носить обувь на каблуках — неудобно же. Актер Бенисио дель Торо шутил, что на следующий показ сам придет на каблуках — за всех обманутых девчат. Шутка так и осталась шуткой — легко ли найти лодочки 45-го размера? А вот Кристен Стюарт демонстративно сняла «лабутены» и прошлепала по каннской лестнице босиком, что всеми было встречено с восторгом.
Директору фестиваля Тьерри Фремо пришлось оправдываться, что «правила высоких каблуков» в Каннах нет — все это слухи и наговоры. Однако осадок все равно остался.
Из совсем свежих событий — в июле 2021 года украинская авиакомпания SkyUp прислушалась к жалобам сотрудниц и переодела своих стюардесс в кроссовки и брюки.
Слово за слово
Факт остается фактом: обувь на плоской подошве за прошедшее десятилетие планомерно отвоевала себе место везде: не только в спортзале, но и на подиуме, красной дорожке, в романтичном ресторане, в консервативном офисе. Отсюда и масса новых слов, которые мы выучили в десятые. Все они про модели, позволяющие крепко стоять на ногах.
Броги, монки, лоферы, оксфорды, дерби…
Даже резиновые шлепанцы получили гордое имя «слайды», вырвались за пределы бассейнов и стали отличным дополнением хоть для джинсов с майкой, хоть для романтичного летнего платья.
Здесь можно было бы возразить, что не перевелись еще такие женщины, которые ни за что не променяют шик и блеск, которые гарантируют шпильки, на пресловутый комфорт. Главный их аргумент: во-первых, это красиво… Во-вторых и третьих тоже. Однако таких красоток, гордо оглядывающих мир с высоты 12-сантиметровых (а то и выше) каблуков, становится все меньше.
Та же Ким Кардашьян — показательный пример. Из нулевых она выходила не просто на «лабутенах», а на «лабутенах» со скрытой платформой, как и подобало покорительнице высшего света. Сложно вообще вспомнить молодую Ким без каблуков. На них она вышагивала и будучи беременной своим первым ребенком — дочерью Норт. И заметьте, в далеком 2013-м никто и не думал сокрушаться, что женщина в положении весь срок ковыляет в модельной обуви.
Мы лайкали фото Ким с отекшими ногами, на которых были глубокие отпечатки плетения замшевых босоножек. «Отекшие ноги или татуировка Givenchy?» — игриво спрашивала Ким на 8-м месяце беременности. Представляете, что бы ей написали сегодня?
Но этого не случится. Спасибо тенденции под названием спортшик, которая примерно тогда начинала захватывать мир. Канье Уэст, опередив многих, вписался в тренд и в содружестве с adidas подарил миру самые вожделенные кроссовки Yeezy, за которыми модники и модницы принялись охотиться, как не за всякими «чу» и «бланиками» десятью годами ранее.
К ноге
В ожидании появления на свет сына Сейнта в конце 2015 года счастливая Ким воспевала Yeezy Boost 350, обогащая не только мужа, но и многочисленных китайских бизнесменов с их «заводскими копиями». Женской половине земного шара срочно требовались такие же — чтобы и в пир, и в мир. Ким, кажется, навсегда завязала с «лабутенами», многие восприняли это как знак.
С тех пор кроссовки остались в жизни Ким Кардашьян на постоянной основе. Если даже она что ни день в шлепанцах и кроссовках, несмотря на то, что лишена удовольствия ездить общественным транспортом, что мешало остальным отдохнуть от каблуков? Хотя бы временно…
Эволюция
К 2020 году мы научились сочетать кроссовки с юбками и платьями. Отточили навык подбора носков к лоферам. Кто посмелее, замахнулись на сочетания носков и шлепанцев. Мы думать забыли о зимних сапогах на каблуках — теперь нам неудобно ходить на каблуках даже по сухому асфальту летом. «Биркенштоки», над которыми смеялись героини «Секса в большом городе» в нулевых, в десятых взяли реванш, и теперь, благодаря им, легко прослыть той еще штучкой, а не унылой домохозяйкой (только не забудьте про носки). Также мы оценили новую версию балеток — не с круглым, а с острым носом, как будто лодочки без каблука. И так далее и тому подобное.
Нельзя сказать, что каблуки канули в Лету, но они совершенно точно стали ощутимо ниже. Модная высота последних лет — вполне щадящая, до 4 сантиметров. И этот тренд вряд ли поменяется.
Такие каблуки считают данью феминизму — то есть ты вроде бы выглядишь женственно, но не как охотница за мужчинами и приключениями, а как серьезная женщина, способная ходить быстрой, размашистой походкой. Так, что тебя никто не догонит.
Минувшее десятилетие определенно подарило нам комфорт и облегчение вместе с расцветом моды на «уродливую обувь». Рассказы старожилов об обязательном приеме анальгина перед дискотекой, на которой предстояло часами прыгать в неудобных босоножках на 10-сантиметровых каблуках, а потом ковылять домой босиком — просто средневековые страшилки. Кому это нужно?
Как выясняется, кому-то все-таки нужно.
Речь не про адепток каблуков, которым все эти движения в обществе ни по чем. И не про тех из нас, кто не перестал носить каблуки редко, но метко (не пропадать же добру). Речь про мужчин, которые, пока мы не на шутку увлеклись кроссовками, вдруг стали проявлять интерес к платформам и шпилькам.
По прогнозам аналитиков, в недалеком будущем размерные сетки многих моделей будут кардинально меняться. Брутальные кроссовки нужны уже и «дюймовочкам», а вот все большему количеству парней интересно поцокать в ботильонах на каблуке...
В первую очередь это касается представителей дрэг-культуры и прочих эксцентриков, но есть мнение, что это лишь первые ласточки, и вслед за Эзрой Миллером, Билли Портером и Сэмом Смитом потянутся остальные. Верится с трудом? Ну так и Ким Кардашьян десять лет назад во всем великолепии бандажных платьев Herve Leger и лаковых «лабутенов» тоже не поверила бы, что станет при всем честном народе ходить в шлепанцах с носками. Так что еще посмотрим.
- Да%
- Нет%
Фото: Getty Images