«Однажды в Швейцарии меня познакомили с женщиной, которая читает по руке, — начинает свой рассказ Елена Ярмак. — Совсем меня не зная, она велела мне всегда носить с собой хотя бы кусочек меха как оберег. Когда я рассказала о нашем Доме моды, предсказательница сказала, что это послано мне судьбой, чтобы меня защитить».
Даже убежденные скептики вряд ли станут спорить: в жизни Елены Ярмак слишком много сюжетов — из разряда «так не бывает». Однако же бывает. Звезды сошлись именно так, что математик из Киева, обладательница научной степени, влюбленная в функциональный анализ, создала всемирно известный модный бренд, меховые изделия которого греют не только тело, но и душу звездам первой величины — от Бейонсе, Мадонны, Рианны, Дженнифер Лопес, Криса Брауна до представительниц семьи Кардашьян. Ювелирную же линию бренда Helen Yarmak называют Lucky Jewelry («украшения, которые приносят удачу»).
Если проанализировать жизненный путь нашей героини, все становится на свои места. Предпосылки для такой карьеры были всегда. Пусть и началось все не с шубы, а с мечты о ней.
«Лет в пять, как и у всех детей, у меня была цигейковая шубка. Следующую купила сама, когда поехала как представитель Института кибернетики на математический симпозиум в Среднюю Азию, — рассказывает Елена. — В одном ауле увидела шубу из черно-коричневой каракульчи — мех замечательный, цена потрясающая, модель не понравилась. Я спросила, могут ли они сделать модель по моим идеям, они сказали, что да. Денег, которые я была готова заплатить за одну шубу, хватило на три. Так как подкладки в ателье не было, то я решила сделать шубу без подкладки — вот так и родилась наша концепция. На вторую я взяла более плотный мех, но поскольку подкладки черного цвета по-прежнему не нашлось, я выбрала контрастную, цвета бургунди. На остаток денег заказала английский пиджак и две юбки — длинную и короткую. Увидев их, мои знакомые захотели то же самое. Эти вещи до сих пор хранятся у нас в библиотеке».
Можно лишь догадываться, какой фурор тогда производили юбки и пиджак из каракульчи, которые и сегодня, бывает, преподносятся нам с подиумов как сверхновый тренд. Меж тем, в ассортименте Helen Yarmak уже не первый десяток лет представлены юбки, шорты и даже (!) купальники из норки и соболя. Наша героиня всегда была новатором — чуть ли не с детства.
«Меня с детства нельзя было одеть в то, что мне не нравилось».
Родителей часто вызывали в школу и советовали одевать дочь попроще. «При этом первой вещью, сшитой для меня из новой ткани, а не перешитой, например, из старых папиных брюк, было мое выпускное платье, — вспоминает Ярмак. — Мне всегда были важны детали: я хотела определенных пуговиц, воротничков. С той поры ничего не изменилось».
«Первый офис был на кухне...»
Мода интересовала Елену Ярмак всегда («даже на защиту диссертации не шла, пока не придумала себе образ»). Однако, лишь когда в стране наступили непростые времена и ассигнования на науку резко сократились, она переключилась с математики на дизайн. Опять же о серьезных масштабах, как утверждает, не помышляла — просто захотела сшить платье, пошла на фабрику «Красная Заря» купить нужную ткань, потому что в семье двух ученых на покупку на черном рынке денег не было... Ее идеи представителям «Красной Зари» понравились, и Елене предложили создать свою линию, которая отшивалась в их лаборатории.
Понимая, что в русское имя никто не поверит, Ярмак написала свое имя на английском языке, так и родился бренд Helen Yarmak. Правда, сначала он назывался скромно — Helen. «Я говорила, что я представитель фирмы «Helen», потом «доросла» до менеджера, дальше — до эксклюзивного представителя». Тем временем одежда Helen Yarmak — детская, мужская, женская — отшивалась уже на разных фабриках по всей стране.
«А потом стало скучно заниматься потоком. Захотелось чего-то нового...»
Так и началась меховая эпопея, а с ней — экспансия Helen Yarmak на Запад. Утвердившись там, Елена Ярмак занялась и ювелирным дизайном — это начинание также оказалось успешным.
«Когда спрашивают про конкурентов, так и говорю: я их не знаю, у нас свой стиль»
Во время учебы на первом курсе у Елены родилась дочь, времени посещать занятия не было, но в институте говорили: «То, что Ярмак не возьмет усидчивостью, она возьмет характером». Такой настрой всегда ей помогал. Сегодня она с улыбкой вспоминает, как начиналась ее американская история. Тогда, правда, было не до смеха.
«Мы никого не знали, нас никто не знал».
Напор Ярмак и здесь сыграл решающую роль. Несмотря ни на что, ей достался офис (причем по соседству с главными ювелирными брендами), который принадлежал раньше Playboy. Сначала, правда, был шоурум поскромнее, но по тому же адресу.
«Первой к нам пришла Мелани Гриффит, которую пригласила приятельница моего знакомого из Москвы. Она приобрела несколько шуб и сказала, что не хочет обижать маму, у которой был свой частный зоопарк, но уже не может расстаться с тем, что у нас купила».
Скоро в шоурум Helen Yarmak зачастили и другие знаменитости. Говорят, кто хоть раз накидывал на плечи лисицу на шифоновом подкладе или соболя, на компромиссы уже не соглашался. По сей день Дженнифер Лопес даже на съемках для модных журналов запросто может возмутиться, если ей предложат позировать в шубе другого бренда.
«Любая женщина имеет свои сильные стороны. Мы стараемся помочь ей их раскрыть. Женщина должна чувствовать себя соблазнительницей. Наши вещи легкие и могут сочетаться как с джинсами, так и с вечерним платьем. Каждая должна дарить ощущение оберега».
Своих покупателей Ярмак называет не клиентами, а единомышленниками: «Это люди мира, самые взыскательные покупатели. Они разделяют нашу философию».
«Если человек может себе позволить, но не покупает, это значит, что вещь ему не нравится или недостаточно нравится».
«Мода — диктат, а мы даем право выбора»
Леди Гага, Бейонсе, Дженнифер Лопес, Рианна, Крис Браун, Шэрон Стоун, Моника Беллуччи... Казалось бы, марка, список поклонниц которой — сплошь суперзвезды, в рекламе не нуждается. Однако в этом году у Helen Yarmak появилось официальное лицо — и это уже знакомая нам Арина Кузьмина — дебютантка бала Tatler 2015 и неразделенная любовь Егора Крида в дуэте «Я останусь». «В ней сочетаются красота и класс, — поясняет моя собеседница. — Арина трудолюбива, у нее богатый внутренний мир, чистая душа. И она блестяще образована — для меня это важно».
Как считает Елена Ярмак, даже если бюджет позволяет любой каприз, без интеллекта и вкуса невозможно сделать правильный выбор. Деньги — не панацея от безвкусицы. «Спрашивать меня про моветон в мехах не имеет смысла, я за качество, — рассуждает Елена Ярмак. — Хорошая куртка лучше некачественной шубы».
«Мне кажется, что стиль и изысканность важнее тенденций»
«Мне нравится хищная рысь, удивительный мех — горностай, — говорит Елена Ярмак о своих фаворитах. — Однако мой мех — соболь».
Изделия Helen Yarmak упомянутые выше единомышленники бренда начинают со временем коллекционировать. То есть вслед за первой шубой приобретают вторую, десятую, пятидесятую...
Даже название первой линии бренда звучит как Wearable Art — то есть «искусство, которое можно носить». Дальше идут линии Limited Edition (в среднем по пять экземпляров одной модели) и Signature Piece — классические хиты марки, выпускаемые из года в год буквально по одному экземпляру.
Шубы-трансформеры, которые можно носить чуть ли не 27 способами, превращая то в жилет, то в юбку; «косухи» из соболя; спортивные костюмы, подбитые рысью... Идеи, казалось бы, на грани фола, но исполненные изящества и иронии, — это все Helen Yarmak. За это марку ценят поклонницы и нещадно копируют конкуренты.
Как утверждает Елена, она не то чтобы в претензии. Дизайнер благодарна за то, что имеет: «Мне все в жизни доставляет удовольствие, даже самые элементарные вещи — проснуться утром, сделать гимнастику, выпить кофе».
А что же она сама коллекционирует? На этот вопрос Елена Ярмак отвечает с лукавой улыбкой: «Знаете, я люблю Микеланджело, Да Винчи, Рубенса, которые давно хранятся в Эрмитаже или Метрополитен-музее. Я коллекционирую эмоции».