Ханаэ Мори — первый японский дизайнер, чьи творения стали продаваться в Нью-Йорке и Париже. Задолго до того, как западный мир узнал про Кензо Такада, Рэи Кавакубо и Йоджи Ямамото. Одежду Мори носили Грейс Келли и Нэнси Рейган.
В августе 2022 года Ханаэ Мори умерла — ей было 96 лет.
Вспоминаем, как талантливой японке удалось не только покорить, но и объединить Восток и Запад вместе.
Ханаэ родилась в 1926 году в префектуре Симане. Ее отец был хирургом, а мать, как это было принято у людей среднего класса, домохозяйкой. Сама дизайнер рассказывала, что ее родительница очень любила наряжаться, что, разумеется, повлияло на будущее Ханаэ.
Когда девочке было десять лет, Ханаэ отправили учиться в публичную школу в Токио. Закончив ее, Мори поступила в Университет христианских женщин по специальности «японская литература». Но учеба прервалась: началась Вторая мировая война. В 1947 году Ханаэ все же удалось получить диплом.
После войны, во время оккупации Японии войсками США, Мори увидела, как одеваются жены американских военных. Ханаэ была поражена, насколько отличается западная мода от японской. Мори осознала: там одежда шьется по лекалам и строго подгоняется по фигуре.
Тогда Ханаэ приняла решение пройти обучение в школе кройки и шитья. Незадолго до этого девушка вышла замуж, ее избранником стал Кен Мори — сын текстильного промышленника. Кен во всем поддерживал супругу. Мужчина взял на себя финансовые вопросы, а Ханаэ предоставил полную творческую свободу. В 1951-м Мори открыла свою первую студию-мастерскую. И в том же году родила сына.
Два образования, муж, ребенок и собственный бизнес — сейчас таким никого не увидишь, но для того времени Ханаэ совершила настоящую революцию. И надо отдать должное ее супругу, который не требовал от жены вечерний ужин, а, напротив, помогал ей во всем. По сути, Кен Мори выполнял функции CEO. Стараниями пары маленькое токийское ателье превратилось в бутик в Гинзе — одном из самых дорогих районов Токио.
Ханаэ стала сотрудничать с режиссерами: создавала костюмы для кино, театра и оперы. В «фильмографии» Мори более трехсот картин.
В 1961 году Ханаэ отправилась в Париж. Во Франции она стала посещать знаменитые Дома моды, но не в качестве дизайнера, а как богатая клиентка. Она приходила к Юберу Живанши, Марку Боану (Dior), Пьеру Кардену и Коко Шанель — и заказывала у них платья и костюмы. А потом наблюдала, как они работают: проводят примерки и общаются с клиентами. Наибольшее впечатление на Мори произвела Коко Шанель. По словам Ханаэ, она была заинтересована в клиентке, когда другие кутюрье воспринимали женщин в контексте влиятельного мужчины.
Вернувшись на родину, Мори переквалифицировала свое детище в полноценный Дом моды и поставила себе цель выйти на международный уровень. В 1965 году прошел ее знаменитый показ «Восток встречается с Западом» — правда, состоялся он не в Париже, а в одном из отелей Нью-Йорка. Прогрессивные западные фасоны Ханаэ объединила с традиционными японскими мотивами. Женственные струящиеся платья из атласа украсили журавли, цветы и, конечно, бабочки — любимый символ Ханаэ.
После показа вещи дизайнера стали продаваться в Neiman Marcus, а узнаваемые платья появились на страницах американского Vogue. Дела Ханаэ пошли в гору.
В 1969-м Мори совместно с Shiseido запустила свой суперуспешный аромат, а в 1970-м открыла первый бутик в Штатах — в нью-йоркском отеле Waldorf Astoria.
К 1975-му бренд стал настолько популярным, что принцесса Монако Грейс Келли пригласила Ханаэ устроить показ в княжестве. Впоследствии Грейс стала преданной поклонницей творчества Мори. Буквально через два года свои двери распахнул бутик Ханаэ на Авеню Монтень в Париже — одна из главных точек на карте мировой моды. В том же году японку признал Синдикат Высокой моды — и она проложила дорогу остальным своим соотечественникам.
В 1985-м случилось еще одно знаменательное событие в карьере Мори: Ханаэ попробовала свои силы в качестве дизайнера костюмов для оперы «Мадам Баттерфляй» в «Ла Скала», а потом и для «Золушки» Рудольфа Нуреева в Париже. Ханаэ славилась своим щепетильным подходом к деталям, что играло ключевую роль при создании костюмов.
Тридцать пять лет работы дизайнером Мори отметила большой выставкой в Токио. В 1992 году Ханаэ разработала форму сборной Японии для летних Олимпийских игр в Барселоне.
Через год Ханаэ выпала большая честь: императрица Масако доверила Мори свое свадебное платье и кимоно.
В 1990-х Ханаэ сосредоточилась на аксессуарах, солнцезащитных очках, текстиле и ароматах. Однако неблагополучная экономическая ситуация и жесткая конкуренция привели к снижению уровня объема продаж бренда. В марте 2002-го Ханаэ Мори продала все права на использование своего имени для массового производства группе инвесторов. А в конце мая того же года компания Hanae Mori International обратилась в Окружной суд Токио с заявлением о банкротстве и самоликвидации — ее долги составили свыше 10 миллиардов йен (80 миллионов долларов).
В 2004-м дизайнер представила свою последнюю кутюрную коллекцию на подиуме перед тем, как уйти на покой. Ханаэ умерла в своем доме в Токио на 97-м году жизни.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru