Жан-Поль Готье — l'enfant terrible французской моды. Эпатажный дизайнер заработал такую репутацию — как бы банально ни звучало — благодаря своему максимально нестандартному мышлению. Из-за многопрофильности кутюрье многие стали забывать, кто он есть на самом деле. И поэтому хотелось бы напомнить, насколько и чем на самом деле велик Готье.
Он первый вывел на подиум нестандартных моделей. Первый, кто почувствовал связь между модой и скандалом. Первый, кто снял табу и сбил спесь с конкурентов. А еще он вошел в ряды дизайнеров, смеющихся над индустрией в целом.
За плечами у Жан-Поля настолько огромное количество легендарных моментов, что все сразу так и не припомнить. Он действительно стал фриком модной индустрии, как он сам любит себя величать, и это легко объясняется. Когда другие дизайнеры пытались отойти от шаблонов и похулиганить, это выглядело до зевоты скучно и вымученно. Даже через самые странные наряды прослеживался блестящий и идеальный ДНК того или иного бренда.
У Готье же наоборот — било ключом из самих глубин его сознания. Натурально, естественно. Все потому, что он не пытался пускать пыль в глаза и притворяться тем, кем он не является. Поэтому, кстати, его зовут непривередливым: за 40 лет существования Дома у него на подиуме было все — и наряды, вдохновленные проститутками, и жестяные банки, и кошачий корм, и, конечно же, «возмутительно-отвратительно-развратный» корсет с коническими чашечками бра.
Ошибочно думать, что Готье боялся, выпуская такое в свет. Это было не так. Он просто делал, а потом ставил публику перед фактом: «Получите и распишитесь».
В жизни дизайнера было всего 3 человека, принимавших его таким, какой он есть — во всех смыслах. Первой была бабушка. Ее Жан-Поль просто обожал: проведя с ней все детство, он набрался вдохновения — помогал ей штопать вещи, а еще затягивал корсеты. А так как любимая родственница поощряла любые творческие начинания внука (что было огромной редкостью в то время), у будущего дизайнера остались к ней самые нежные чувства.
Вторым любимым человеком в жизни Готье был его компаньон, а впоследствии муж — Франсис Менюж. Этот мужчина стал путеводной звездой для дизайнера, ведь благодаря его усилиям на свет родился сам бренд Jean Paul Gaultier. В свое время Франсис поверил в Жан-Поля и уговорил его основать модный Дом, взяв на себя бюрократическую часть работы. Это была единственная и самая большая любовь дизайнера. Когда Менюж умер от СПИДа в начале девяностых, кутюрье едва ли не лишился рассудка от горя.
После потери партнера Жан-Поль начал активно помогать организациям, созданным в поддержку ВИЧ-инфицированных людей. Когда количество заболевших страшной болезнью в Нью-Йорке достигло пика, кутюрье понял: настало время действовать. Так, в 1992 году, в расцвет СПИДа в Штатах, отгремело одно из самых противоречивых, но в то же время знаковых шоу Готье.
Смерть бойфренда сильно ударила по ментальному состоянию дизайнера. В первые месяцы траура Жан-Поль даже хотел покинуть индустрию и распустить Дом, однако понял, что Франсис не хотел бы подобного развития событий. Именно эта мысль держала дизайнера «на плаву», а потому он обратил свою боль и печаль в искусство. Дизайнер решил провести гала-показ, вырученные средства с которого были пожертвованы в Американский фонд исследования СПИДа, или amfAR. Шоу прошло в Лос-Анджелесе, в Аудитории Шрайна. В организации этого вечера Жан-Полю помог его третий любимый человек — Мадонна.
Не многие знают, что эпатажная певица является лучшей подругой и музой дизайнера. Готье восхищался Мадонной с тех пор, как только ее встретил. Он объяснял свою безусловную симпатию тем, что Мадонна знает, чего хочет от жизни. Она — женщина-босс. А как мы знаем, девушка JPG — это волевая, независимая и чудаковатая мадам. Кто как не Мадонна подходит к этому описанию?
«Как только мы познакомились, я сразу почувствовал, что ее жизнь — полностью в ее руках. Она и бизнесвумен, и собственный агент — она сама все решает и сама все делает. Она сама пишет все сценарии телевизионных шоу, в которых появляется. Постановки ее выступлений на сцене — ее собственное творение от А до Я. Она приходит к вам и просит что-то сделать для нее, потому что твердо знает, что ей нужно и что ей подходит», — говорил дизайнер.
История дружбы Мадонны и Готье заслуживает хорошей экранизации. Эти два хулигана нашли друг друга 38 лет назад — и с тех пор они не расставались. Певица и дизайнер совмещали приятное с полезным, то есть дружбу и сотрудничество. Готье вдохновлялся характером и красотой Мадонны, а она, в свою очередь, была рада вдохновлять. Из этого дуэта получилась добрая дюжина коллабораций. Впервые певица предстала перед публикой в откровенном платье и мехах от Готье на премьере фильма «Отчаянно ищу Сьюзан».
Чуть позже, в 1990 году, дизайнер и звезда потрясли мир сразу несколькими костюмами, созданными для тура Мадонны Blond Ambition — там засветился «конический» бюстгальтер, который впоследствии стал самой узнаваемой вещью JPG.
В 2006-м Готье вновь шьет для Мадонны — теперь для грандиозного тура Confessions. А в 2018 году пара покоряет Met Gala, для которого Жан-Поль создал особенное платье почти 4 месяца.
Коллаборация длиною почти в полвека!
Мадонна вела гала-показ вместе с фотографом Гербом Ритцем. В тот вечер поддержать инициативу Готье пришли 650 человек, благодаря которым было собрано более 700 тысяч долларов. В числе селебрити, поучаствовавших в этой постановке, были Рейчел Уэлш, Фэй Данауэй, Патти ЛаБелль, Билли Айдол и сексолог Доктор Рут. Атмосфера показа была грустной и неестественной, но в то же время — приторно-веселой. Через буйство красок и странных, импульсивных телодвижений моделей прослеживались те боль и печаль, с которыми дизайнер создавал эти предметы.
На подиуме появился самый разношерстный модельный контингент. Гости гала-показа увидели не только стройных, но также и пышнотелых, и низкорослых, и даже престарелых манекенщиц. Такими действиями модельер в очередной раз хотел показать публике, что его одежда актуальна везде и для всех. Готье стал одним из самых первых дизайнеров, подписавшихся под одобрением бодипозитива в моде.
Ни одна модель в своей экстравагантности не смогла сравниться с тем, что в конце шоу сделала Мадонна. Поп-дива вышла на традиционный поклон вместе со своим другом. Они вдвоем вальяжно прошли по подиуму под громкие аплодисменты толпы. Многие были разочарованы нарядом Мадонны — она предстала перед гостями в обычной юбке и пиджаке, что совсем не было похоже на стиль JPG. Тогда гости и представить не могли, что их ждет впереди.
Дойдя до конца подиума, Мадонна вдруг сорвала с себя пиджак свободного кроя и осталась лишь в юбке с высокой талией и бюстгальтере-харнессе, обрамляющем нагую грудь. C'est un scandale!
Этот жест имел сразу несколько смыслов. Главный из них — призвать людей прекратить делать вид, что ВИЧ-положительные пациенты — отбросы общества. Также Мадонна создала громкий инфоповод, который определенно привлек внимание непросвещенной общественности. Секс был, есть и будет — и это история не только про традиционные пары. Таким образом, тандем двух гениев совершил большое дело — о квир-сообществе начали говорить более-менее открыто, а фонд получил хорошую сумму на развитие и помощь всем жертвам болезни трех «Г».
Несмотря на то, что по всем канонам показ amFAR Extravaganza был коммерческим, для Жан-Поля Готье это было нечто другое. На создание коллекции он положил все — печаль от потери, любовь к искусству и безграничное сострадание. Дизайнер не раз говорил, что в отличие от многих коллег по цеху не видит никакой романтики в жестокости и насилии. Потеряв частицу себя, он нашел в себе силы, чтобы двигаться дальше и помогать другим: Жан-Поль Готье по сей день является постоянным спонсором многих фондов, направленных на помощь жертвам СПИДа.
AmFAR Extravaganza — история о любви, трагедии, искусстве и настоящей дружбе.
Фото: Getty Images, Legion-Media