4 октября 2020 года от коронавирусной инфекции скончался один из самых легендарных дизайнеров XX века — Кензо Такада. У модельера была интереснейшая история жизни: он прошел путь от сына владельца чайного домика в провинции Хиого до создателя одного из самых популярных брендов одежды и парфюмерии в мире.
Кензо Такада родился 27 февраля 1939 года в Химедзи, в западной Японии. Его родители управляли заведением, где гейши развлекали гостей, играя на классических японских инструментах, танцуя национальные танцы и устраивая чайные церемонии. С детства маленький Кензо наблюдал за ритуалами красоты гейш, а много лет спустя в своих коллекциях создавал похожие наряды.
Сестры обожали Кензо. Они часто просили талантливого мальчика нарисовать платья для их бумажных кукол, а потом и вовсе начали по-доброму эксплуатировать брата, чтобы он шил одежду и для них. Родителям не нравилось увлечение сына одеждой — они считали это женским занятием. На почве этого конфликта Кензо поступил в институт иностранных языков, чтобы изучать английскую литературу, однако творческая натура взяла свое.
Бросив ненавистную учебу, он устроился работать маляром, чтобы накопить денег на мечту. Так, парню удалось собрать средства на школу Bunka Gakuen, где он стал первым студентом мужского пола. Это отличие никак не смущало Кензо: учиться ему нравилось, а сразу после школы он нашел работу в качестве дизайнера в магазине Sanai в Токио, иногда сам подрабатывал моделью. Он листал модные журналы, мечтая однажды оказаться на их страницах, заучил наизусть каждую деталь коллекций Пьера Кардена и Ива Сен-Лорана. Кензо отчаянно хотел «одевать большеглазых дочерей Запада».
Кензо днями и ночами работал в магазине, одевая состоятельных дам, однако этого ему было мало. Не было свободы дизайнерского «слова»: он не мог на все сто процентов воплотить свои фантазии через ткани, потому что знал, что точно будет отвергнут обществом. Именно поэтому в один прекрасный день 1965 года молодой человек продал все, что имел, уволился и купил билет в Париж.
Не имея много денег, не зная языка и культуры, Кензо все равно принял это решение, которое стало судьбоносным. Так как молодой человек был беден, ему пришлось купить билет на самый дешевый вид транспорта — корабль. Путешествие длилось много месяцев, но для Такада это был настоящий подарок судьбы. Дорога, проходившая через половину земного шара, стала вдохновением: заходя в порты Гонконга, Хошимина, Сингапура, Коломбо, Мумбаи, Джибути, Александрии, Барселоны и Марселя, Кензо рисовал и записывал все то, что оставило неизгладимый отпечаток в его памяти. Это посеяло «семена» идей, которые позже будут прорастать на протяжении всей карьеры кутюрье.
Стол желанный Париж… разочаровал молодого Кензо. На серых и унылых улицах не было ничего от ярких и веселых страниц глянцевых журналов. Это было настоящим ударом, но юноша не спешил сдаваться: ведь не для этого он прошел весь этот путь?
«Помню, как взял такси и подумал — до чего Париж унылый. Это был тот самый Париж, столица моды, город, о котором я так долго мечтал, и все это выглядело так грустно и совсем не так, как в журналах», — вспоминал дизайнер в одном из интервью.
И тогда Кензо решил подарить парижанам яркий цвет.
«Я хотел смешать две вещи, которые я любил, — джунгли и Японию. Когда создавал, я думал о картине Анри Руссо 1910 года ''Мечта''».
В Париже он брался за любую работу, которая хоть как-то приближала его к подиуму. Он рисовал эскизы для магазинов одежды и ателье, продавая их по 20 франков за лист. В те годы в столице Франции работала его сокурсница Ацуко Кондо, которая решила помочь старому другу. Вместе они основали первый бизнес — магазинчик Jungle Jap («Японские джунгли»), и уже там Кензо дал волю своей любви к ярким цветам и безумным принтам. Он даже расписал стены рисунками в духе Анри Руссо, а на вешалки повесил свободные платья с психоделическими узорами. К сожалению, парижанки не спешили покупать одежду «вырви глаз». Они заходили, примеряли цветные платья, восторгались талантом Кензо и…уходили.
Наконец, спустя 5 лет упорного труда в Париже Кензо добился того, чего жаждал. В 1970 году вышел номер французского Elle, на обложке которого появилась модель в цветочном платье Kenzo. И на следующий день Такада проснулся знаменитым. Сотни парижанок штурмовали его маленький бутик, в надежде купить то самое платье «с обложки».
Дизайнер начал действовать еще смелее и пошел ва-банк: он брал элементы национальных костюмов разных народов, создавая нечто глобалистское и одновременно отзывающееся в каждом сердце как «родное», узнаваемое. Кензо придавал этническому костюму, будь то японское кимоно или русский кокошник, французскую элегантность, а французской классике — обжигающую «перчинку» Востока и яркие узоры.
К слову, немногие знают, что бренд Kenzo изначально планировался как тот самый Jungle Jap, однако когда Такада дошел до рынка США, название пришлось резко сменить: слово jap в США — пренебрежительное обращение к японцам. Такада сказал, что не воспринимал всерьез эту проблему, пока дебют его коллекции в Нью-Йорке не вызвал бурю негодования. На японского кутюрье даже хотели подать в суд, но все разрешилось. Кензо пришлось экстренно думать над новым названием, и решение оказалось простым: в 1976 году, когда был открыт флагманский магазин, он просто и скромно назвал бренд в честь себя — так на свет и родился Kenzo.
Риск был главным фактором раннего успеха Такады. Цветочные узоры широко использовались в его кимоно и платьях — в японском искусстве всегда было максимальное присутствие природы. Хлопок также сыграл свою роль: ткань, редко используемая в то время в Высокой моде, позволяла Такаде играть с большими пропорциями и силуэтами. Одежда, которая в основном состояла из пышных рукавов, плиссированных шароваров и нежных кимоно, — была непринужденной, нетипичной и свежей — клиентку Kenzo замечали первой среди девушек Chanel и YSL.
Кензо Такада вышел на мировой уровень благодаря своей непосредственности и неординарному (как он говорил, дикому) взгляду на моду. Так и началась история бренда Kenzo, а сам Такада стремительно развивал свой модный Дом. Он устраивал настоящие шоу из показов. Однажды он организовал дефиле в цирковом шатре в Цюрихе и лично выехал к гостям верхом на слоне. Такой размах не мог остаться незамеченным, а необычный крой сделал вещи Kenzo предметом желаний во всем мире. И к концу 1970-х годов он стал самым продаваемым брендом в мире. Кензо исполнил свою детскую мечту и наконец-то подружился с Ивом Сен-Лораном, а Карл Лагерфельд был ему практически как брат — Такада был абсолютно счастлив в те времена.
Кензо был большим хулиганом. Он одним из первых внедрил производство прет-а-порте и показывал весенние коллекции весной, потому что считал это «очень логичным». Кроме того, бренд начал выпускать парфюм еще до того, как это стало нормой. Первый аромат King Kong оказался провальным, хотя и был любимым у Такада, а в 1980-х Kenzo выпустил несколько успешных ароматов, в том числе и культовый Flower.
К сожалению, популярность Кензо Такады была слишком скоротечна. В 1984 году дизайнер совершил роковую ошибку, заключив контракт с масс-маркет-брендом The Limited. Вместе они создали линию доступной одежды, после чего многие продавцы изделий класса люкс перестали сотрудничать с Kenzo. Такада всегда говорил, что много факторов повлияло на это решение. С приходом 1990-х мода упростилась, стала слишком коммерческой, из нее ушла спонтанность и радость жизни. Кутюрье стали слишком «черно-белыми», а модели больше не веселились. Видимо, и ему стало не так интересно.
Такада не раз говорил, что он был отличным дизайнером, но в то же время просто ужасным бизнесменом. Когда его возлюбленный Ксавье де Кастелла, с которым он прожил много лет, умер в 1990-м, а партнер по дизайну Ацуко Кондо перенес инсульт в 1991-м, Кензо совершенно отчаялся, ведь за два года он потерял и любимого человека, и правую руку по бизнесу.
«Мое разбитое сердце не зажило. Моя мечта тоже исчезла», — писал Кензо Такада.
После своего ухода из Kenzo Такада решил посвятить себя дизайну интерьеров. В этом он тоже весьма преуспел — в 2017 году уже работал совместно с Roche Bobois — культовым парижским мебельным ателье, которое сотрудничало с Кристианом Лакруа, Соней Рикель и Жан-Полем Готье. Кензо создавал удивительные и неповторимые предметы интерьера, а также вручную расшивал диваны и другую мебель.
Несмотря на то, что Кензо покинул модную индустрию и целиком посвятил себя созданию ароматов и проектированию интерьеров, он сохранил авторитет и влияние. Миллионы японских студентов в сфере моды вдохновлялись и вдохновляются удивительной историей успеха трудолюбивого Кензо Такады. Он стал кумиром для Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото: Кензо приоткрыл им дверь в Высокую моду и подарил взгляд на стиль, навсегда интегрировав восточные мотивы в европейскую культуру.
В отличие от других дизайнеров, Кензо Такада никогда не обижался на новых владельцев бренда, которые всегда приходили с новыми идеями. Наоборот, после своего ухода он часто появлялся в первых рядах на показах Kenzo, с удовольствием наблюдая за свежими идеями молодых дизайнеров.
Фото: Getty Images