Многие поклонники Дома Gucci знают, что огромную лепту в развитие и становления бренда вложил никто иной, как легендарный дизайнер Том Форд (к слову, очень разочарованный фильмом с Леди Гагой), который в конце 1990-х годов спас Gucci от грандиозного краха.
На сегодняшний день популярность Gucci зашкаливает. Но немногие знают, что путь к Олимпу мировых брендов Gucci был тернист. В 1990-х у Дома дела шли, мягко говоря, не очень. Ежегодно компания теряла по 22 миллиона долларов (при прибыли в 230 миллионов), продажи стремительно падали, а руководство бренда одолевали кредиторы. Имидж у Gucci тоже был не на высоте: в те годы под маркой выпускали не только одежду, но и товары бытового обихода, такие как пепельницы, матрасы, зажигалки и многое другое. И вот, когда бренд нужно было срочно реанимировать, в мир Gucci ворвался Том Форд и совершил сексуальную революцию.
Том Форд пришел в Gucci в 1990-м. Доун Мелло, креативный директор бренда (на тот момент), наняла амбициозного мужчину в качестве дизайнера женской линии. Мелло заметила трудолюбие и свежий взгляд американца на европейскую моду и давала ему все больше и больше поручений. Со временем круг обязанностей Форда расширялся, и в 1992 году дизайнер отвечал за женскую и мужскую линии, а также за парфюмерию и косметику бренда. Оформление бутиков и концепт рекламы тоже от начала и до конца разрабатывались строго под руководством Тома: это был неслыханный успех для такого молодого кутюрье. В 1994-м успех Форда в компании достиг своего апогея: его назначили креативным директором модного Дома, что стало началом второй жизни Gucci.
Том Форд «перекроил» бренд с нуля. Вместо строгих комплектов, закрытых блуз и юбок ниже колена у Gucci появились полупрозрачные сатиновые рубашки (которые еще и расстегивали до пупка), бархатные костюмы насыщенных цветов, идеально скроенные, но в то же время до предела обтягивающие строгие костюмы и пальто. На фоне минимализма Armani и Prada, а также демонстративной сексуальности «бренда, одевающего любовниц» Versace, Тому Форду удалось усидеть на двух стульях: в своих коллекциях он смог сохранить баланс между строгостью и эротикой, превратив невостребованный бренд в объект желания — одеваться в Gucci хотели все.
Тому Форду удалось придать Gucci характер, как он сам говорил, «attitude». Но самым удивительным стало то, что Том Форд стал одним из самых первых дизайнеров, с именем которого ассоциировался бренд, а не наоборот. Это сейчас всех интересует, кто является креативным директором того или иного Дома, а в те времена кадровые перестановки волновали только самих сотрудников бренда. Все знали, что Gucci — это Том Форд, а не наоборот.
Успехи Форда подтверждались прибылью. Всего за пару лет дизайнеру удалось наладить и превратить практически разорившийся бренд в один из самых продаваемых в индустрии. За первые девять месяцев 1995 года прибыль компании удвоилась, а к началу нового миллениума доходы составляли рекордные 4 миллиарда долларов. Стоит отметить, что рекламные кампании — это то, что принесло львиную долю популярности и продаваемости Gucci под руководством Форда. Вместе со своей командой, стилистом Карин Ройтфельд и фотографом Марио Тестино, дизайнеру удавалось создавать в прямом смысле «нокаутирующие» кадры. Некоторые рекламные постеры вызывали настолько бурный резонанс в обществе, что пару раз на Gucci подавали в суд, но, кажется, это только раззадоривало Форда — съемки становились все откровеннее.
Самой запоминающейся работой Форда стала рекламная кампания 2003-го с моделью Кармен Касс в главной роли, где та позирует с интимной стрижкой в форме буквы G: это был воистину грандиозный скандал. Ровно через год после этого у Тома Форда возникли недопонимания с руководством fashion-конгломерата PPR (ныне Kering), владельца Gucci — обе стороны не смогли договориться о новых условиях контракта, после чего Том Форд покинул модный Дом и отправился в свободное плавание. И несмотря на то, что Форд ушел, его наследие живет в Gucci по сей день.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru