«Мир лишился легенды. Он сформировал парижскую моду, был последним в плеяде выдающихся модельеров и доказал, что правильная одежда может сделать сексуальной любую женщину», — именно так 23 февраля 2024 года крупнейшие фэшн-издания писали о дизайнере Клоде Монтана. На протяжении долгого времени он страдал от болезни Альцгеймера и ушел из жизни в возрасте 76 лет, однако точная причина его смерти осталась засекреченной. Во времена расцвета карьеры Монтана приходилось сталкиваться не только с восхищением в свой адрес, но и с резкой критикой, но культура отмены тогда еще даже не зародилась, поэтому все скандалы быстро сходили на нет.
В кулуарах шептались, что у дизайнера «тяжелый характер», но за талант ему прощали любые прегрешения. Гений и перфекционист, «король подплечников» и повелитель драмы — Клод Монтана сутками просиживал в ателье, пока не доводил каждое свое творение до идеала. На примерки к нему приезжали все топовые модели, в том числе Линда Евангелиста и Кристи Тарлингтон, которые могли ждать, пока он закончит работу, до 4 часов утра, а потом вспоминали об этом как о лучших мгновениях в жизни.
Клод Монтана прославился еще молодым — буквально с первых коллекций своего Дома Claude Montana, открытого в 1979 году. Дизайнер специализировался на работе с кожей и стоял у истоков power-дрессинга. Он верил: женщинам, чтобы подчеркнуть красоту, вовсе не обязательно носить только облегающие платья с глубокими декольте. Клод переодел дам в широкие брюки и оверсайз-жакеты, за что в глазах широкой общественности прослыл «уродующим всех мизогином». Впрочем, уже спустя несколько лет талант дизайнера оценили все и начали называть главным знатоком женщин. Казалось, он не только умеет их одевать, но и любит каждую всем сердцем.
С момента смерти дизайнера прошло больше недели, но восторженные статьи о его таланте появляются в Сети каждый день. Все вспоминают его образ и профессиональные достижения, а вот копнуть в реальную жизнь решаются немногие. И этому есть объяснение: разговоры о «тяжелом характере» были небезосновательными.
Клод Монтана родился в Париже в 1947 году, а свою карьеру начал с создания украшений, которые делал из папье-маше и страз. Спустя несколько лет он стал шить одежду из кожи, а в 1979-м основал модный Дом House of Montana.
Дизайнера сразу начали называть главным конкурентом Тьерри Мюглера и не просто кутюрье, а гранд-кутюрье. В 1989 году один из самых богатых людей в мире Бернар Арно предложил Монтана должность креативного директора Dior, но тот отказался и перешел в Lanvin, который счел более перспективным. Методы работы на новом месте дизайнер выбрал довольно суровые: для того, чтобы добиться результатов, он терроризировал ассистентов постоянными придирками, и своей манерой общения одного за другим доводил до нервных срывов.
Ситуацию усугублял тот факт, что Монтана злоупотреблял наркотиками и не выдерживал груза ответственности, поэтому коллекции из-под его пера выходили далеко не такие шедевральные, как многие ожидали. В Lanvin он пробыл 2 года, и убытки бренда за это время составили 50 млн долларов. Клода уволили. Примечательно, что коллекции дизайнера для Lanvin вовсе не были провальными. Они собирали хорошие отзывы критиков и даже обеспечили кутюрье несколько профессиональных наград, вот только коммерческую выгоду не приносили.
Несмотря на явный провал в Lanvin, Клод Монтана продолжил заниматься собственным брендом, в котором на начало 1990-х было уже две линии — мужская и женская. В 1993 году, дабы казаться своей аудитории более привлекательным, дизайнер решился на брак и женился на модели Уоллис Франкен. Многие называли этот союз выгодной сделкой: модель и дизайнер давно дружили, но никакой любви между ними не было. На момент свадьбы обоим было уже за 45, у Франкен было две дочери от прошлого брака, маленькая внучка, и она носила титул главной музы дизайнера, но этот союз не принес ей ничего, кроме горя.
Брак Уоллис и Клода продлился три года, и никто до последнего не подозревал, что в нем были проблемы. В мае 1996-го модель съездила в Нью-Йорк, где дни ее были заполнены походами в театры, музеи и дорогие магазины, а потом вернулась в Париж. В честь приезда она устроила вечеринку для близких друзей и веселилась всю ночь напролет. За несколько месяцев до этого друзья Уоллис Франкен замечали, что женщина находится на грани депрессии, но после праздника все как один говорили: «Она будто снова стала собой».
Гости разошлись под утро, и Уоллис легла спать на диване. Когда Клод спустя несколько часов уходил на работу, она все еще лежала. Лежала она и вечером. Монтана позже говорил, что его супруга часто спала сутки напролет, поэтому он не увидел в ее состоянии ничего подозрительного и проследовал в свою комнату. А утром его разбудила полиция: тело Уоллис Франкен нашли под окнами на тротуаре.
Следователи отмечали, что, хоть высота была небольшой, модель получила серьезные травмы. «Она точно хотела умереть», — постановили специалисты и сошлись на том, что это было самоубийство. В крови Уоллис Франкен обнаружили следы наркотиков.
Делиться печальными новостями Клод Монтана не спешил. Друзья Уоллис узнавали о ее смерти от случайных знакомых спустя несколько дней. На похоронах и отпевании Франкен, которое прошло в маленькой лютеранской церкви, людей тоже было мало, а пастор отметил, что модель покончила с собой из-за страха постареть. Между тем слухи о том, что же могло стать настоящей причиной суицида, распространялись все быстрее. Представители модной индустрии обсуждали, что счастливые женщины не решаются на такие шаги, и после каждой беседы сходились в одном: «За это надо спросить с Клода». Однако в открытую несчастным это брак никто не называл: все использовали формулировку «бурный».
Уоллис Франкен переехала в Париж в конце 1960-х из Нью-Йорка, чтобы продолжить карьеру модели. В те времена фэшн-мир сходил с ума от томных женщин с надменным взглядом, и Уолли, как ее называли друзья, совершенно не вписывалась в этот типаж. Казалось, больше всего в жизни она любила улыбаться и делала это искренне: настолько, что смогла очаровать Ги Бурдена и Хельмута Ньютона — величайших фотографов своего времени. Многим моделям так и не удавалось покорить Париж, но Уоллис Франкен сделала это с первой попытки. В профессии ее боготворили: она всегда была веселой, не жаловалась, никому не доставляла неудобств.
При этом в первое время в городе любви Уоллес, конечно, было непросто. Мать отпустила ее во Францию с одним условием: дочь будет зарабатывать на жизнь сама и не попросит у нее ни цента. Риск был велик, но и талант Франкен — тоже. Деньги обрушились на нее, как лавина, и вскружили ей голову. Еще совсем молодой она вышла замуж за гонщика, который спускал все средства на машины, и родила от него двух дочек. А в 1970-х в Японии познакомилась с Монтана, после чего бросила мужа и ушла к дизайнеру.
Долгие годы она была его музой и вдохновила на создание лучших коллекций, но дизайнер не боготворил Уоллис Франкен, а считал ее лишь идеальной «вешалкой» для своих нарядов. Все вокруг называли Уолли путеводной звездой Клода, но дизайнер часто срывал на ней свою неуправляемую злобу, все чаще отстранял ее от показов и все реже приглашал на подиум.
Решив, что двери в мир моды для нее закрываются, она стала тусовщицей. Каждую ночь Уоллис проводила в ночных клубах и сорила деньгами, причем тратила их на кокаин и черную икру. Когда гонорары заканчивались, она могла неделями ничего не есть, и Клод не спешил приходить ей на помощь: если его муза пыталась работать с другими дизайнерами, он закатывал сцены ревности.
Казалось, Клод и Уоллис вот-вот разойдутся навсегда, но они неожиданно поженились. Монтана тогда лишился должности в Lanvin и решил создать вокруг себя позитивный контекст. Спустя год модель пригласили на съемку в Америку, но Монтана ее не отпустил.
Самый крупный скандал между супругами случился в том же 1994-м. Уоллис Франкен получила гонорар и обмолвилась, что отправит деньги матери в США, поскольку та еле-еле сводит концы с концами. Клод набросился на жену с кулаками и избил ее так, что месяц она провела в больнице. Подруги Уоллис собрали все доказательства домашнего насилия и обратились к адвокатам, но это ни к чему не привело, в первую очередь потому, что Франкен сама никуда не хотела уходить. В последующие годы брака муж неоднократно ее избивал, за волосы вытаскивал из дома и бросал на улице. Она пыталась жить у подруг, но каждый раз, заслышав в телефонной трубке ласковый и раскаивающийся голос Клода, возвращалась, а в самые трудные моменты спасалась с помощью алкоголя и наркотиков.
«Иногда я спрашивал у Уоллис, почему они не разведутся, а она отвечала, что просто не может оставить его одного», — вспоминал друг модели.
Популярность Клода Монтана постепенно сходила на нет, и, каждый раз читая в прессе разгромную рецензию, он винил во всех неудачах Уоллис Франкен. Из музы она превратилась для него в «стареющую женщину». Последней каплей для Уолли стало то, что у дизайнера появилась новая молодая фаворитка, которая однажды открыто назвала ее «безобразной».
К 1996 году Уоллис Франкен покинули все силы. Она много пила и практически не вставала с постели, поэтому та последняя поездка в Нью-Йорк многим друзьям модели показалась чудом. Впрочем, чуда все-таки не произошло, и жизнь Уоллис Франкен трагически оборвалась.
Ее вещи из квартиры Клода Монтана забирали дочки, прах матери развеяли над океаном. Позже они признавались, что думали подать на дизайнера в суд, но, зная его связи, так и не решились, хотя эту ситуацию не отпустили до сих пор.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru