Если бы мы заглянули в гардероб состоятельной женщины того времени, нас бы в первую очередь поразило ее нижнее белье. Собственно, женского белья как такового тогда еще не было, оно появилось только в конце 19 века. А в 1850 — 1860-х дамы, как и в средние века, носили нижние рубашки почти одного покроя с мужскими, только шились они из более тонкого материала и богато отделывались кружевами. И таких рубашечек знатной даме достаточно было иметь всего 12, а вот платьев и шляпок ей полагалось по 365 штук — на каждый день в году. (Конечно, не у всех был такой богатый гардероб, но к этому стремились.)
Кроме этого, носили еще панталоны — такие штанишки ниже колена, присборенные у талии и внизу и тоже отделанные кружевами. Панталоны, как и рубашки, не отличались особым изяществом покроя. Поверх рубашки женщины обязательно носили корсет — без него нельзя было надеть ни одного платья. А вы думали, все красавицы позапрошлого века от природы такие стройные и тоненькие? Как и у нас, у них хватало проблем с фигурой, только они их маскировали с помощью корсета.
Эта конструкция из металлических пластинок и китового уса плотно стягивала талию, бока и грудь. Зашнуровывался корсет сзади (иногда — спереди), и дама не могла его надеть сама без помощи горничной. Чем уже затянута талия, тем красивее, поэтому горничные не жалели сил, пеленая в корсеты своих барынь.
Помните, как в «Унесенных ветром» Скарлетт, отправляясь на бал, отказывается завтракать, чтобы можно было потуже затянуться? Это еще самая маленькая жертва, на которую приходилось идти тогдашним модницам. Ведь корсет стягивал грудную клетку и мешал своей хозяйке свободно дышать! А отсюда и всякие болезни, и слабость, и обмороки, в которые то и дело падали нервные дамочки. А также чахотка, которая просто косила тургеневских девушек. Проистекала эта болезнь не столько от излишней чувствительности, сколько от тугих корсетов. Поэтому врачи и эмансипированные женщины неоднократно возражали против такого насилия над женским телом. В конце концов они все-таки победили: в начале 20 века дамы сняли корсеты, стали заниматься спортом, и число бледных чахоточных девиц резко сократилось. Но это будет позже, а пока все женщины от мала до велика шнуруются и утягиваются по мере сил.
Как изменилось нижнее белье за последние 100 лет
Юбки и кринолины
В дополнение к корсету надевались нижние юбки, которые должны были придавать платью нужную форму. Чем больше нижних юбок, тем пышнее выглядит платье, так что к бальному их приходилось надевать не меньше шести.
Самая верхняя юбка богато отделывалась вышивкой и кружевами, так как она представала глазам общества, если хозяйка платья чуть-чуть приподнимала подол, садясь на стул или поднимаясь по лестнице. В 1850-е нижние юбки шили только из белой ткани. А в 1860-е, наоборот, цветные нижние юбки стали настоящим «писком», и в них щеголяли все дамы из высшего общества. Чтобы юбки лучше держали форму, их делали из жесткого материала — конского волоса. По-французски он называется crin, отсюда и слово кринолин — «нижняя юбка». Но английский модельер Чарльз Фредерик Ворт придумал платье на жестком кринолине, ставшее буквально символом 1850 — 1860-х годов.
Жесткий кринолин состоял из тонких металлических полосок, подшитых к ткани. Такое приспособление поддерживало платье гораздо лучше, чем обычная волосяная юбка.
В 1850 году Ворт переехал из родного Лондона в Париж. Он придумывал новые фасоны, а его жена посещала богатых дам из высшего общества и показывала им эскизы своего мужа. Долгое время походы миссис Ворт не имели особого успеха: никто не желал покупать платья у неизвестного модельера. Но вот наконец жена австрийского посла во Франции, Паулина Меттерних, решила рискнуть: она заказала у Ворта два платья при условии, что они будут стоить ей 600 франков — цена небольшая для модного туалета. На следующий же день Паулина Меттерних появилась в платье «от Ворта» при дворе.
Ее широкий кринолин заинтересовал французскую императрицу Евгению, она узнала имя модельера… Менее чем за сутки металлический кринолин вошел в моду, а его создатель стал известным и богатым.
Чем объясняется такой головокружительный успех? Видимо, Борту удалось уловить требование эпохи. И заключалось оно в том, чтобы придать женской фигуре величавость и царственность, ведь в 1850 — 1960-е годы во главе двух ведущих европейских держав стояли женщины: французская императрица Евгения и английская королева Виктория. Широкая юбка создавала как бы постамент для головы и плеч, давала возможность принимать «благородные» позы, предписанные придворным этикетом. Не говоря уже о том, что кринолин четко обозначал дистанцию, на которую можно было приблизиться к женщине. Вот почему кринолин называли еще «магическим кругом».
Однако «круг» этот был довольно неудобен в повседневной жизни, ведь он же тяжелый! Дамы 19 века сильно уставали на балах и во время визитов: попробуйте потаскайте с собой столько ткани и металла, да еще и потанцуйте во всем этом обмундировании! В одном юмористическом французском журнале того времени даже поместили такую карикатуру: дама идет по узкой садовой дорожке, сминая своей пышной юбкой все цветы с боковых клумб. Садовник, глядя ей вслед, вздыхает: «Лучше бы по цветнику прошел ураган, чем этот противный кринолин!»
Первые кринолины пятидесятых годов были круглыми, а в шестидесятые они приобрели овальную форму, вытянулись назад. Между прочим, металлический кринолин вышел из моды так же быстро, как вошел: его перестали носить в 1867 году, после очередной Всемирной выставки, на этот раз уж Парижской. Вот и пойми их, капризы моды…
Без пальто, но в шляпе
Но вот корсет затянут, нижние юбки в порядке — пора надевать платье. А платья тогда четко делились по своему назначению на домашние, визитные, выходные, дорожные, бальные. Их объединял общий силуэт: широкая пышная юбка, маленький узкий лиф, заниженная линия плеч. Такой образ модельеры позаимствовали у конца 18 века — эпохи рококо, времен маркизы де Помпадур и Людовика XV.
Но были и различия. У бальных нарядов лиф делался с глубоким декольте в стиле 18 века и с короткими рукавами или вовсе без них. Вырез такого платья отделывался широкой лентой под названием «берта». А повседневные платья, наоборот, глухо застегивались чуть ли не до самого подбородка.
Рукава делались широкими в середине, но к запястью они сужались и заканчивались маленькими скромными манжетками, как у школьниц в былые времена. Ведь идеалом того времени была хорошая жена и мать, домохозяйка, скромная и порядочная. Этот образ, между прочим, пришел на страницы дамских журналов из романов Диккенса.
Этому же образу соответствовала женская прическа. Волосы полагалось скромно расчесывать на прямой пробор, а потом укладывать вокруг головы романтическими кудряшками и локонами. Если дама делала пробор на сторону, то окружающие могли заподозрить, что она таким хитрым образом пытается скрыть какой-нибудь дефект головы — родинку, например, или некрасивую форму черепа.
При выходе на улицу полагалось надевать шляпку. В ходу были маленькие романтические шляпки, украшенные цветами, кружевами и каменьями. Они обычно завязывались лентами под подбородком. Летом носили легкие модели из флорентийской соломки, а в шестидесятые годы модными считались небольшие треуголки с перьями. Цвет туалета — очень важный вопрос для этого времени. Раньше даже дамы весьма почтенного возраста щеголяли на балах в нарядах небесно-голубых или легкомысленно-розовых тонов. К середине века все эти светлые оттенки встречаются только в туалетах молодых девушек и женщин, а пожилым отводится более строгая цветовая гамма: синий, зеленый, серый, лиловый.
Лиловый и сиреневый были особенно модными.
Тот же принцип соблюдался и в выборе цвета для верхней одежды: дорожные, прогулочные платья, накидки шились из ткани темных тонов, домашние, визитные и выходные — из светлых. В моде были мягкие карамельные оттенки: розовый, голубой, палевый, кремовый, светло-желтый. При этом в отделке туалета соблюдали такой принцип: сколько угодно оттенков одного и того же цвета. Например, основной цвет — голубой; значит, и отделка может быть от светло-небесного до ярко-лазурного, но только ни в коем случае не красной. Впрочем, верхняя одежда могла быть совсем другого цвета, чем платье.
Женское пальто тогда еще не придумали, зато у дам был богатый выбор разных жилеток и накидок. Вот некоторые из них: мантилья — накидка, выкроенная из цельного куска материи; казакин — приталенный жакет с рукавами; пелерина — накидка на плечи с воротником. Еще из накидок в моде были шали, особенно индийские, кашемировые. Они стоили очень дорого, но светские женщины обязательно имели в своем гардеробе целый набор таких шалей на все случаи жизни. Летом носили большие шелковые платки — не для тепла, а как дополнение к туалету. Умение заворачиваться в шаль считалось настоящим искусством.
Все для кокетства, все для победы!
Другие модные аксессуары того времени — сумочки, лорнеты, зонтики, веера. Жестких кожаных сумок, какими мы пользуемся сейчас, тогда еще не было, да они и не были нужны, ведь светская дама не носила с собой ничего тяжелее веера, перчаток, платочка. Поэтому в ходу была мягкая сумочка-ридикюль в виде кисета. Как правило, ридикюль богато вышивали и носили на руке на длинном шелковом шнурочке.
Лорнет — это маленькие очки с ручкой. Их прикрепляли к цепочке и носили на шее не столько для того, чтобы лучше видеть, сколько для игры. Обращение с лорнетом — целая наука: светская женшина знала, как при помощи этих безобидных очечков подать знак кавалеру или высказать собеседнику свое пренебрежение. То же самое касается и веера.
Существовал язык вееров, с помощью которого девушка или дама на балу могла преспокойно болтать со своим возлюбленным. Так что, как видите, аксессуары тогда были не просто модными «штучками», а хорошим подспорьем в деле светского кокетства.
Ну а зонтики были нужны для защиты не от дождя, а от солнца. Они шились из шелка и украшались кружевами. Еще зонтик можно было использовать как тросточку, опираясь на него при ходьбе. Вообще приходится признать, что дамы того времени были куда изобретательнее нынешних: для кокетства они использовали все предметы, попадавшиеся под руку, будь то шаль, платочек, лорнет, веер, зонтик или просто перчатки. Если современной женщине дать все эти предметы, она вряд ли сумеет даже правильно распределить их в руках, чтобы не мешались. Какое уж там изящество! А вот в позапрошлом веке со всеми этими мелочами умели обращаться так, что каждая мелочь подчеркивала женственность своей хозяйки.
Богатые тоже экономят
Самые знатные дамы того времени одевались у личных модисток. Обновление гардероба составляло для аристократок значительную статью бюджета, ведь знатной даме приходилось переодеваться несколько раз в день, и ни в коем случае нельзя было надевать одно и то же платье два дня подряд. А уж про бальные туалеты и говорить нечего: они шились на один раз каждое, а потом изредка носились как визитные или выходные. Из-за этого особенно ценилось искусство переделывать платья до неузнаваемости, ведь это дешевле, чем шить новое.
А стоило платье, даже самое простое, очень дорого. На пышную юбку одной только материи сколько нужно потратить! А потом еще оборки, кружева, отделка. Правда, все эти украшения в середине 19 века стали делать на фабриках, и стоили они гораздо дешевле…
Дамы попроще покупали готовые платья, чтобы потом подогнать их по своей фигуре, или шили сами по готовым выкройкам. Наряды состоятельных дам и платья простых женщин различались в основном качеством ткани: первые могли купить модный лионский шелк, вторые довольствовались сукном, но покрой был почти одинаковый.
Детки в кружевной клетке
К слову сказать, мальчикам и девочкам от всех этих капризов моды тоже приходилось даже очень несладко. Ведь в конце 18 века никому и в голову не приходило, что ребенку нужна какая-то особая одежда: тогда детишки носили все то же, что и взрослые, только маленького размера, что делало их похожими не на детей, а на карликов.
В середине 19 века детская одежда начинает понемногу изменяться, но в основном она повторяет взрослую моду. Поэтому девочки с детства носили широкие юбки с кринолином, только они были короче, чем у взрослых дам, и оставляли открытыми ножки чуть повыше щиколотки. А первое длинное платье полагалось барышне в 16 лет, когда ее первый раз вывозили на бал (ну совсем как Наташу Ростову у Льва Толстого). В платьица с кринолином наряжали также и маленьких мальчиков. Для ребят постарше были предусмотрены штанишки, отличавшиеся по покрою от «взрослых» узких брюк, которые начинали носить подростки и юноши. Очень популярны были разные матросские или восточные костюмчики, беретики с перьями или шляпки с ленточками. Вообще детей старались украшать как кукол, не особенно заботясь о том, чтобы эти очаровательные кружевные вещицы были удобными и гигиеничными. И только в начале 20 века детей избавят от кринолинов и позволят им свободно бегать и шалить.
Теперь вы можете по-новому взглянуть на модные туалеты позапрошлого века и по достоинству оценить мужество наших прапрабабушек. Тугие корсеты, тяжелые юбки… На какие жертвы шли эти хрупкие женщины ради красоты!
Фото: Getty Images