Текст: Алла Сомова
На днях состоялась премьера фильма «L'Odyssee de Cartier», посвященного знаменитому ювелирному Дому. Режиссер ролика Бруно Авейан уделил внимание самым важным моментам и интересным фактам из истории Дома Cartier.
«L'Odyssee de Cartier» создан режиссером Бруно Авейан, который каждый ролик превращает в настоящее арт-событие. Саундрек написал Пьер Адено, известный своими работами к фильмам True Enough и Paris Je T'Aime. А в главных ролях выступили украшения Cartier. Фильм рассказал о путешествии, балансирующем на грани реальности и воображения, и осветил важные в истории Дома события.
Прыжок пантеры
Фильм начинается так: в витрине магазина Cartier стоит та самая Panthère de Cartier из белого золота, ставшая визитной карточкой Дома. А началось все в 30-е годы XX века, когда художественным директором Cartier была Жанна Тусен (за самоуверенность и независимость ее прозвали пантерой). В 1948 году Жанна создала брошь с фигуркой пантеры, расположившейся на изумруде, которая позже была приобретена герцогиней Виндзорской. С тех пор пантера стала символом Дома Cartier.
«Вы заставляете благоухать сами бриллианты!» – сказала однажды Уоллис Симпсон Жанне Туссен. В 2010 году Sotheby's выставил на продажу драгоценности герцогини Виндзорской. Среди лотов были и украшения, которые Эдуард и Уоллис создали вместе с Туссен. Например, брошь в виде фламинго (1940 год) и гибкий браслет с пантерой (1952 год). Последний стал самым ценным лотом (его продали по цене в 4 раза превышающей оценочную стоимость). Это самое дорогое изделие Cartier, проданное когда-либо на аукционе. Кстати, Cartier всегда пользовался репутацией самого востребованного ювелирного дома среди королевских особ.
«Король ювелиров» или «Русская глава» в истории Cartier
С легкой руки короля Эдуард VII Картье стали называть «королем ювелиров или ювелиром королей». За первые 30 лет XX века Cartier получил 15 патентов поставщика королевского двора разных стран. В том числе и российского царя Николая II.
«Русская глава» в истории Дома началась в 1856 году, когда принцесса Матильда, племянница Наполеона I и двоюродная сестра императора Наполеона III, приобретает свое первое украшение от Cartier. С 1900 года постоянной клиенткой Cartier становится княгиня Мария Павловна (в фильме именно ее, прогуливающуюся в санях по Санкт-Петербургу, встречает пантера). А после проведения временной выставки украшений Дома в Санкт-Петербурге, Картье стал придворным ювелиром Николая II.
Cartier как проводник культур
Вернемся к фильму. На пути нашей пантеры встречается дракон. «Внешний вид дракона очень напоминает стиль Cartier: желтое золото, инкрустация ониксом, глаза из изумруда. Животные смотрят друг другу в глаза подобно двум культурам, оказавшимся лицом к лицу», - рассказывает глава отдела по вопросам наследия и стиля Cartier Пьер Райнеро. Встреча двух культур не случайна.
Из путешествий по разным странам Луи Картье привозил самое ценное – вдохновение для своих новых коллекций. Например, из исламских изделий из фаянса ювелир позаимствовал знаменитое сочетание синего и зеленого цветов. «В западной культуре подобное соседство цветов считалось проявлением дурного вкуса. Но Cartier предложил его, и оно превратилось в «стиль Cartier», - говорит Райнеро. Именно поэтому наша пантера отправляется в Китай, а позже и в Индию, где оказывается во дворце в стиле эпохи Великих Моголов (прообразе известного стиля Tutti Frutti в украшениях Cartier).
История покорения неба и звезд
Картье умел создавать изделия, которые становились незаменимыми. В 1904 бразильский авиатор Альберто Сантос-Дюмон (в фильме именно на его биплан-«утку» приземляется наша пантера) пожаловался своему другу Луи Картье о том, как сложно польховаться карманными часами во время полета (тогда пилот мог использовать только одну руку для управления, вторая же ему нужна была, чтобы постоянно сверять время). Картье нашел альтернативу – первые часы с кожаным ремешком и маленькой застежкой для ношения на запястье. Сегодня одна из коллекций часов Cartier названа в честь авиатора — Santos de Cartier. Но самой знаменитой является модель Tank (эти квадратные часы перевернули все представления о часовом искусстве).
«Их успех иллюстрирует известная история, вспоминает Пьер Райнеро. - В 1926 году Рудольф Валентино, играя в картине «Сын шейха», отвоевал себе право носить на съемочной площадке часы Tank. Так родился удивительный анахронизм: сын шейха в течение всего фильма щеголял в часах Tank».
Но это не единственная кинороль Cartier. В 1950 году голливудская актриса Глория Свенсон появилась в «Сансет бульвар» в двух браслетах из бриллиантов и горного хрусталя. А для съемок фильма «Великий Гетсби» Дом предоставил в распоряжение режиссера Джека Клейтона коллекцию в стиле ар-деко.
Украшения Cartier сопровождают голливудских звезд и вне съемочных площадок. Грейс Келли по случаю своего замужества с князем Ренье получила от Дома несколько украшений (в том числе кольцо для помолвки, украшенное бриллиантом изумрудной огранки весом 12 карат). Кстати, с этим кольцом Грейс появилась в своем последнем фильме «Высшее общество» (после замужества Келли оставила кинокарьеру).
Такова история самых известных украшений и часов, созданных ювелирами Cartier. Но, возможно, уже сегодня пишется новая глава в истории Дома. Одиссея Cartier продолжается!