24 февраля президент России Владимир Путин объявил о проведении специальной операции на Донбассе, за что правительство США, Великобритании и многие страны Европы ввели санкции против крупных российских банков и компаний. Евро и доллар резко подорожали, как и товары на полках в магазинах. Производители решили воспользоваться паникой среди населения и увеличить себе прибыль. Но сейчас не об этом.
Все началось с Apple
Казалось бы — как может быть связана политика, beauty и fashion индустрии? Но бренды тоже начали реагировать на происходящее, прислушиваясь к санкциям. Постепенно с российского рынка начали уходить многие компании и производители. Первым приостановили свои продажи Apple, затем их примеру последовали Nokia, Dell, Ericsson, Intel и AMD, Canon.
Какие еще бренды цифровой техники объявят нам бойкот, покажет время. Надеемся, что корейская и китайская продукция сможет составить им конкуренцию, и мы не будем звонить по дисковому телефону или считать на счетах. Да, к модной индустрии они не имеют никакого отношения, но вот то, что в ближайшее время нельзя будет купить новенький IPhone, iPad или MacBook, похвастаться своим приобретением в Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация) (который тоже грозятся отключить) — это огорчило многих россиян.
Модная индустрия тоже начала реагировать на происходящее в мире. Президент Итальянской палаты моды Карло Капаза предположил, что экспорт товаров в Россию и Украину на сумму около 1 миллиард долларов может стать под угрозой. Да, это «капля в море», но «с миру по нитке — голому рубаха». Fashion-индустрия итак пострадала от пандемии, и снова придется терпеть убытки, а модный бизнес этого не хочет.
Сколько магазинов одежды закроется в России и сколько людей останется без работы, остается только догадываться. Вернутся ли они на рынок после закрытия — тоже спорный вопрос. Никто из бизнесменов не хочет терять свои деньги и уже занятую теплую нишу, но если надавит правительство и перекроют доступ к территории России, тогда придется подчиниться. Уйдут европейские и американские бренды, придут азиатские и восточные. Как говорится: «Свято место пусто не бывает».
«Тяжелый люкс» против «Красной Москвы»
Может так получиться, что завтра в Россию запретят экспорт всех люксовых брендов. Moschino, DSquared2, Maison Margiela, Lanvin, Alexander Wang, Chloe, Celine, Balmain, Max Mara, Diesel, DKNY, Lacoste, Michael Kors, Stella McCartney, Oscar de la Renta, Tom Ford, Ralph Lauren, Kenzo, Calvin Klein, Dior, Alexander McQueen, Hermes, Giorgio Armani, Valentino, Hugo Boss, Fendi, Balenciaga, Givenchy, Dolce & Gabbana, Prada, Versace, Chanel, Gucci, Louis Vuitton — это далеко не полный перечень люкса, которого может лишиться российский рынок.
Понятно, что среднестатистическому жителю все равно: будет у него новая сумочка от Fendi или пальто от Versace, проживут и без них, как жили много лет до этого. Но вот альтернативы парфюмерии пока нет. Не хочется покупать взамен привычных I Love Love от Moschino, «Красную Москву». Пример утрированный, но показательный. Правда, при нынешнем курсе доллара и евро, даже если бренды не покинут Россию, ценник на них сильно взлетит. Убытки все равно будут. Придется подстраиваться под новые реалии. Даже байеры вряд ли помогут, особенно, первое время, пока не будут иметь возможности летать в другие страны.
В настоящее время доставку в Россию приостановили компания Yoox Net-a-Porter Group (туда входят ретейлеры Mr Porter, Net-a-Porter и Yoox), iHerb и Asos. Сайт Farfetch предупреждает о возможных проблемах с доставкой заказов и возвратами товаров. Бренды Nike и H&M ушли пока на время, закрыв официальные магазины и перестали принимать заказы на сайтах.
H&M Group также владеет брендами Monki, COS и & Other Stories, магазины которых перестали работать на территории России. Каждый день список брендов масс-маркета может расширяться. В ближайшее время могут закрыться магазины крупных фешн-ретейлеров — Inditex group (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe) и LPP (Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay). Освобождаемые западными брендами помещения занять получится нескоро — пока кто-то решит прийти на российский рынок, пройдет время. Без штанов мы не останемся, но выбор существенно сократится.
«Красивый бизнес» — роскошь
Чего только будет стоить, уйди L'Oreal. Мы лишимся Lancome, Biotherm, Kiehl’s, Cacharel, Helena Rubinstein, Urban Decay, Garnier, Maybelline, Essie, NYX Professional Makeup, Kerastase, Redken, Matrix, Vichy, La Roche-Posay, CeraVe. Опять же — обойтись сможем, но это повлияет на сокращение рабочих мест, опустение полок в магазинах косметики, отсутствии конкуренции. Российские бренды, которых на данный момент предостаточно, начнут устанавливать на свои товары слишком высокий ценник. Но и у отечественных компаний по производству косметики может возникнуть заминка, особенно, если сырье доставляется из-за границы. Корея и Индия пока не ограничивает поставки, поэтому их товары можно будет купить.
Сфера косметологии тоже потерпит изменения. Практически все используемые препараты для уходовой и инъекционной терапии — импортные. Лидеры поставщиков — Америка, Франция, Германия и Израиль. Корея и Китай также используются, но не настолько популярны, хотя и стоят дешевле. Если экспорт препаратов не прекратится, то удорожание точно будет. Контурная пластика, чистка лица и инъекции ботокса станут роскошью и будут доступны меньшему слою населения. У дистрибьюторов есть запасы, но их вряд ли хватит на несколько лет вперед.
Парикмахерские услуги, ногтевой сервис, наращивание ресниц, коррекция бровей — все это подорожает в несколько раз, а «красивый бизнес» будет терпеть убытки из-за оттока клиентов. Например, Estel уже поднял цены на свою продукцию. Учитывая, что это российский бренд, не сложно будет догадаться, что будет с зарубежными продуктами, если они не уйдут с рынка.
Остается лишь надеяться, что все ограничения временные.
Фото: Getty Images