Каждую среду на протяжении восьми лет 82-летний Алексей Георгиевич Нестеренко выходит на одиночный пикет возле дома 23 на Никольской улице в Москве, где с 1935-го по 1955 год заседала Военная Коллегия Верховного суда СССР. Именно там, в подвалах так называемого «Дома смерти» во время сталинских репрессий были расстреляны свыше 30 тысяч человек. Среди жертв режима оказался и отец Нестеренко: меньше чем через месяц после рождения сына он был арестован и приговорен к казни. После смерти Сталина мужчина был признан невиновным.
Казалось бы, теперь, когда страшные времена позади, нужно увековечить память жертв политических репрессий. Однако вместо этого на Никольской, 23 планируют открыть... парфюмерный магазин.
Алексей Георгиевич в одиночку ведет борьбу за память о расстрелянных: он выходит на пикет в надежде изменить судьбу здания.
Чтобы осуществить мечту мужчины и восстановить справедливость, «Новая Газета» и коммуникационное агентство Action сделали яркий, вызывающий жест. Они создали лимитированную серию аромата с запахом пороха под названием N23.
Композиция открывается аккордами старых бумаг и таких же чернил, которыми в то время подписывались смертные приговоры. Затем аромат навевает воспоминания о сыром подвале, который очень скоро сменяется главным ингредиентом — ярко звучащей нотой пороха, которая, в свою очередь, постепенно сменяется горьким запахом пепла.
Парфюм выйдет ограниченным тиражом. В продажу поступит 31 456 флаконов — в память о каждом человеке, расстрелянном или приговоренном к расстрелу в этом доме в годы большого террора.
«Элитный бутик на месте ''Расстрельного дома'' — взаимоисключающие понятия. Наша идея — зафиксировать этот контраст, создав премиальные по оболочке духи с запахом смерти. Даже в описании мы постарались ''парфюмерным языком'' передать тот ужас, который творился в этих стенах», — поделился Никита Петрусев, управляющий креативный директор Action.
«Мне очень нравится этот проект, потому что он способен привлечь максимум внимания молодой аудитории к тому, что в этом доме, историческом свидетеле преступлений Сталинского террора, должен быть музей! К сожалению, уже много, много лет не удается убедить собственника продать этот дом. Я надеюсь, что этот проект приведет нас к успеху!» — поделился впечатлениями Алексей Георгиевич.
Приобести коллекционный аромат N23 можно на специально созданной для него интернет-площадке. Все средства с продаж будут переведены в «Московскую организацию жертв незаконных репрессий», которая помогает тем, кто пострадал от произвола властей в СССР.