«В руках пустой флакон ''Красной Москвы''. Закрываю глаза и нюхаю. Как прекрасно! В памяти встает прежний, старый, сытный мир. Ужины с музыкой и тонкими винами. И даже когда летом 1942 года в Ленинград завезли духи, у парфюмерных магазинов выстраивались очереди! Флакончик стоит 120 рублей, но люди покупают, и мне купили. Я очень обрадовалась. Я так люблю духи! Я надушусь, и мне кажется, что я сыта, что я только вернулась из театра, с концерта или из кафе. В особенности это относится к духам ''Красная Москва''. Передо мной действительно проносится Москва…»
Воспоминания, подобные этим, после ленинградской блокады обнаруживали в дневниках огромного количества женщин. Да, как бы страшно это ни звучало, но даже в самые невыносимо-тяжелые времена хочется красоты, и даже маленький флакон духов способен на волшебство — мысленно перенести свою обладательницу туда, где благоухают цветы, где мир, покой и счастье.
В этой связи вряд ли удивит тот факт, что сразу после Великой Победы советские парфюмерные заводы в несколько раз увеличили свои производства, стремясь выпустить духи для абсолютно всех желающих. Ароматы дарили непокоренному народу утраченное чувство безмятежности и свободы — и заставляли хотя бы на мгновение забыть о боли и горечи пройденных испытаний.
Души моей столица
Если верить сохранившимся данным, то самым популярным ароматом конца 1940-х и 1950-х стала всем нам знакомая «Красная Москва». Кажется, эти духи всплывут в воспоминаниях даже совсем юных особ: ведь заветный флакон с яркой крышкой десятилетиями стоял на сервантах у всех мам, бабушек и (особенно) прабабушек страны. А еще «Москву» очень любили иностранцы — в 1958-м композиция была удостоена почетного приза на Всемирной выставке в Брюсселе.
«Красная Москва» — специфичный аромат. Наверное, если бы не реалии Советского Союза, тягучий и довольно насыщенный запах с отчетливыми нотами душистых фиалок и ириса не снискал бы такой поразительной славы.
Но тогда выбирать было практически не из чего — если вы, конечно, не жительница прогрессивной столицы.
«Красную Москву» завозили даже в крохотные магазины в сельских поселениях — точнее, ее более дешевый и ненасыщенный аналог, с годами выведенный благодаря искусственным компонентам.
Что удивительно, главный душистый символ советской эпохи был создан еще в царские времена. Просто об этом никто не любил упоминать. По легенде, будущую «Красную Москву» получила в подарок мать Николая II, императрица Мария Федоровна, — в честь 300-летия царствования дома Романовых в 1913 году. Тогда известная на весь мир русско-французская семья парфюмеров Брокар преподнесла императрице восковую фигуру в виде букета из фиалок, розы и жасмина. Композиция источала невероятный аромат и вскоре начала выпускаться в форме духов под названием «Любимый букет императрицы».
Дальше грянула революция. Желая защитить свое детище, Брокары пошли на поводу у требований нового времени. Скрепя сердце, они переименовали свою престижную фамильную компанию в… «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5». Лишь со временем комбинат получил более поэтичное название «Новая заря» и стал главным поставщиком парфюмерной продукции для всего СССР. Но главное и самое прекрасное: он продолжает функционировать до сих пор.
К слову, «Букет императрицы» стал «Красной Москвой» в 1925 году, но, как говорят, претерпел некоторые изменения, чтобы превратиться в полноценную композицию, независимую от оригинала.
Радость для глаз
Бытует мнение, что «Красной Москвы» в Советском Союзе было так много, что ей пользовались даже мужчины. И все же доверия к таким байкам не очень много — особенно учитывая до сих пор неплохо продающиеся легенды мужской парфюмерии вроде «Шипра» и «Тройного одеколона». Да, товары для красоты были в дефиците, но у многих находились дальние родственники или приятели, обладающие таинственным умением находить редкие и желанные вещи.
Кажется, именно с тех пор флакон духов стал считаться самым лучшим подарком. И разве есть дело, какой букет в нем заключен? Главное — ощущение чего-то неземного и праздничного, и неважно, какое парфюмерное изделие его дарит — «Ландыш серебристый», «Свердловск» или менее распространенные «Тет-а-тет» и «Визави», созданные уже в последние десятилетия СССР под чутким надзором иностранных парфюмеров.
Кстати, какой бы доступной по цене ни была композиция, большинство женщин предпочитали ей пользоваться только по особенным случаям. Привычка душиться каждый день пришла в наше сознание куда позже! Раньше было достаточно только лицезреть красивый флакон на своем трельяже (трехстворчатом зеркале с комодом — прим. Woman.ru). А иногда даже не доставать духи из картонной упаковки, с годами насквозь пропитавшейся их густым ароматом.
Цена удовольствия
Как мы уже и упоминали выше, парфюмерию старались сделать доступной для максимального количества граждан. Осуществлялось это за счет изменения насыщенности состава композиции, что практикуется и сегодня. Чем меньше натуральных компонентов входит в состав аромата, тем ниже его категория. Это сегодня мы знаем о классификации «духи», «парфюмерная вода», «туалетная вода» и «ароматизированный спрей». В Советском Союзе все ароматы именовались одеколонами и духами и подразделялись на 4 вида — Экстра, А, Б и В.
Мы часто сетуем на то, как быстро выветриваются наши любимые запахи. Но сравните их с той же самой «Красной Москвой», которая чаще всего выпускалась в группе «Экстра». По советскому ГОСТу, такие композиции должны были содержать не менее 10% чистой парфюмерной композиции и не выветриваться как минимум (!) 60 часов. Согласитесь, все-таки настолько стойкий аромат не подойдет для ежедневного применения и вызовет, скорее, дискомфорт.
Духи класса «Экстра» в СССР стоили дороже всего. При уровне средних зарплат в 60-150 рублей один флакон мог обойтись в 120-150 рублей! Неудивительно, что иногда духами тайно «расплачивались» за оказанные услуги, что по сей день демонстрируется в ряде фильмов о советских временах.
При этом купить «средние» духи за 60 рублей считалось не таким уж расточительством. Но только, когда речь шла о расходах работников промышленной индустрии, получавших куда больше, чем остальной народ. И все же сойдемся на том, что большинство в стране довольствовалось ароматами в пределах 5-10 рублей. Благо, таких бюджетных композиций было немало и со временем они лишь дешевели.
В 1960-е на рынке появился и самый доступный молодежный аромат — вдохновленная одноименной польской версией туалетная вода «Может быть». Стоила цветочная композиция с необычным освежающим оттенком хвои примерно 1 рубль 20 копеек, что делало ее бесспорным хитом для студентов и школьников.
Чужой среди своих
Но как бы ни старался Советский Союз обеспечить всем своих граждан, души, как и органы обоняния наших женщин, тянулись к чему-то далекому и непостижимому — а оттого еще более притягательному. Считалось большой удачей съездить в Латвию или заказать отдыхающим там знакомым приобрести что-то от Dzintars — местной парфюмерно-косметической компании.
В особом почете у советских женщин были духи «Тайна рижанки». Почитательницы до сих пор не могут забыть то сочетание розы, амбры и меда — тяжелое, «как гранитное пресс-папье на столе у партийного руководителя». Аромат считался таким насыщенным, что в комплекте к нему шел специальный кожаный мешочек для хранения!
Сегодня «Тайну рижанки» тоже можно найти на латвийских прилавках. Но говорят, она уже совсем не похожа на тот далекий оригинал.
Горячо любимы советскими женщинами были и польские («Пани Валевска»), и болгарские («Сигнатюр»), и испанские (Salvador Dali) ароматы, которые, в целом, обладали более-менее доступным ценником и широким распространением. И все же особое место в сердцах ценительниц занимали французские парфюмы.
Ландышевый Diorissimo от Christian Dior, цветочно-фруктовый Climat от Lancome, которым восхищалась сама Барбара Брыльска по сюжету фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!», и, конечно, экзотические Fidji от Guy Laroche, которые и сегодня коллекционеры упорно ищут на тематических форумах. Стоили такие ароматы значительно дороже отечественных — зато считались настоящим эксклюзивом, который точно нужно беречь годами, лишь изредка наслаждаясь звучанием.
А вы застали эпоху советского парфюма? Какие духи были вашими любимыми?
Фото: Пахомова Людмила/ТАСС, Сысоев Григорий/ТАСС, Колесникова Наталья/ТАСС, Белинский Юрий/ТАСС, Краснова Александра/ТАСС, Кадр из фильма, Getty Images