Минэко Ивасаки — женщина известная не только в родной Японии, но и далеко за ее пределами. Все потому, что история ее жизни легла в основу сюжета романа «Мемуары гейши» Артура Голдена и одноименного фильма. Сама Минэко никогда не преследовала цель стать популярной — просто повезло.
В начале 1990-х японка согласилась дать интервью американскому писателю Артуру Голдену. Мужчина всерьез увлекался историей, обычаями Страны восходящего солнца и задумал написать книгу о гейшах. В ней он хотел развеять мифы о представительницах этой профессии, поэтому Ивасаки и согласилась ответить на вопросы. Разумеется, на условиях анонимности.
Каково же было удивление женщины, когда на странице с благодарностями она увидела свое имя! И ладно бы только это: она была в шоке, когда подробно ознакомилась с содержанием… в книге Минэко и другие гейши выставлялись как обычные секс-работницы, а не несущие традиционное японское искусство и красоту в массы женщины.
Минэко признавалась, что столь подлый поступок довел ее до отчаяния: «Когда прочитала книгу, всерьез задумалась о самоубийстве».
Ивасаки потребовала, чтобы Голден переиздал книгу, исправив все недочеты. Мужчина не стал этого делать, поэтому дальнейшее общение проходило в суде. «Она и не была прототипом — это собирательный образ! Понятия не имею, почему она так разозлилась», — оправдывался мужчина.
Гейша выиграла дело и получила солидную сумму от автора за причинение морального ущерба, а через некоторое время написала что-то вроде автобиографии и наконец заявила о себе. Рассказываем, как же Минэко Ивасаки стала самой высокооплачиваемой гейшей Японии.
Путевка в жизнь
Масако Танака, а именно такое имя при рождении носила героиня нашего материала, появилась на свет в семье разорившегося аристократа Синэдзо Танака из клана Минамото в 1949 году. Девочка была младшей из 11 детей, и, как несложно догадаться, ее родня находилась в бедственном положении. В пятилетнем возрасте она покинула отчий дом и поселилась в Киото в так называемом окия — месте, где живут и учатся древнему ремеслу гейши. Родители Масако прекрасно понимали, что только так у нее будет шанс на хорошую жизнь. В окия попали и несколько сестер юной японки, однако хозяйка заведения мадам Оима выделила именно ее.
Через некоторое время женщина официально удочерила девочку, заручившись поддержкой биологических родителей, с той целью, чтобы сделать ее своей наследницей. Изменился не только статус, но и имя — Масако Танака стала Минэко Ивасаки. К ней была приставлена наставница из числа опытных гейш. Куратором назначили Яэко — родную сестру героини. Правда, от этого никому не стало легче: отношения у родственниц, мягко говоря, не складывались.
Когда Минэко исполнилось шесть лет, ее начали обучать традиционным японским танцам, игре на музыкальных инструментах, а также каллиграфии, правилам этикета и тонкостям проведения чайной церемонии.
Из всего вышеперечисленного ребенку доставляли удовольствие лишь занятия по хореографии — со временем ничего не изменилось.
Много лет спустя в ходе своей поездки в Россию Ивасаки рассказывала в интервью телеканалу НТВ о любимом занятии и знакомстве с легендарной Майей Плисецской:
«Только научившись ходить, вы сможете научиться танцевать. Однажды ко мне приезжала русская балерина Майя Плисецкая. Она танцевала ''Умирающего лебедя''. У нас есть японская сказка про дочь цапли. Сюжеты во многом схожи. Майе Плисецкой было интересно, как танцуют гейши».
Не жизнь, а сказка?
В пятнадцатилетнем возрасте способная ученица стала «майко» (одна из ступеней обучения на профессиональную гейшу). Ивасаки начала получать приглашения на встречи с клиентами, разумеется, в сопровождении старших коллег, которые демонстрировали, как нужно вести себя в обществе.
Трудностей с обучением у японки не возникало, поэтому к 21 году она официально стала гейшей — и далеко не обычной, а самой высокооплачиваемой в стране…
Минэко Ивасаки, что называется, была нарасхват. Ее приглашали на закрытые торжества государственного уровня, в ходе которых чествовались важные гости. В свое время легендарной гейше приходилось развлекать президента США Джеральда Форда, режиссера Элиа Казана, а также членов королевской семьи Великобритании. О встрече с титулованными особами Ивасаки рассказывала в своей книге «Настоящие мемуары гейши».
Елизавета II произвела на Минэко скорее отрицательное впечатление. Спросите почему? Девушка была возмущена тем, что монархиня даже не притронулась к блюдам, которые были приготовлены специально для нее. «Я, например, всегда стараюсь съесть хоть немного, понимая, что хозяева старались ради меня. В данной ситуации отказываться очень невежливо, даже грубо», — сетовала гейша.
Молодой принц Чарльз также разочаровал девушку. Наследник английского престола вовсю флиртовал с очаровательной японкой, а потом попросил веер и оставил на нем автограф. Кто бы мог подумать, что столь невинный жест окажется фатальной ошибкой?
«Я сказала ему, что этот веер мне теперь не нужен. Пусть берет себе. Если бы я оставила его себе, то поступила бы некрасиво по отношению к другим мужчинам, которые тоже хотели завладеть моим вниманием», — откровенничала о встрече с принцем Ивасаки.
У гейши было огромное количество поклонников, но и недоброжелателей оказалось не меньше. Завистливые коллеги втыкали ей в кимоно иголки, а отвергнутые ухажеры подкарауливали и избивали острыми палками, некоторые даже предпринимали попытки изнасиловать. Проблема с другими девушками решилась элементарным образом: Минэко просто-напросто стала брать их с собой на мероприятия и представлять обеспеченным клиентам.
На пути саморазрушения
Минэко трудилась практически нон-стоп на протяжении нескольких лет. Рабочий день начинался в полвосьмого утра, а заканчивался в час ночи. На сон оставалось каких-то три часа — и вы еще попробуйте спать, положив голову на жесткую деревянную подставку, чтобы ни одного волоска не выбилось из прически! Остальное время уходило на уход за собой, что было очень важно для гейш, и сборы на мероприятия. При этом у девушки совсем не было выходных: если она не была на встречах или чайных церемониях, то училась чему-то новому.
Жертва полноценным отдыхом и личной жизнью окупалась солидным финансовым вознаграждением. В год Ивасаки зарабатывала по 500 тысяч долларов — по тем временам это огромнейшие деньги.
В таком режиме девушка продержалась восемь лет, после чего поняла, что нужно спасать себя. Нервы были на пределе, здоровье шалило — словно ей не 20 с лишним, а уже под 80. Началось все с эмоционального истощения, а закончилось серьезнейшими проблемами с почками. Минэко Ивасаки писала в своей автобиографии, что чуть не умерла из-за воспаления органов.
Параллельно с этим разворачивалась серьезная внутренняя борьба: девушка считала, что школа гейш сильно устарела, и надеялась на перемены, но их так и не случилось. В итоге Минэко эмоционально перегорела и ушла на пенсию в 29 лет.
Женское счастье
На личную жизнь у Ивасаки по сути не оставалось времени. Она впервые по-настоящему влюбилась в 21 год. Избранником оказался один из ее клиентов — японский актер Синтаро Кацу, который был старше ее почти в два раза и к тому же женат. Минэко долгое время отвергала его ухаживания, но все же сдалась. Встречи были тайными и редкими.
Именно с Кацу у Ивасаки случился первый поцелуй, а впоследствии и интимная близость. Возлюбленный, которого гейша ласково называла Тошио, обещал развестись с супругой и всюду представлял Минэко как свою невесту.
«Я была безумно влюблена в него. Эта страсть изменила и меня саму, я даже стала лучше танцевать», — писала японка в своей книге.
В 1976 году любовники расстались: Синтаро так и не решился оставить жену, девушка устала ждать и настояла на разрыве.
К слову, девственность Минэко Ивасаки никому не продавала, как утверждалось в книге «Мемуары гейши». Автор писал, что невинность героини выставлялась на аукционе. Когда же ставшая прототипом женщина возмутилась и пригрозила судом, Артур Голден заявил, что якобы она лично признавалась ему в этом и назвала вырученную сумму — 850 тысяч долларов. Но, по собственному признанию, первый сексуальный опыт Ивасаки приобрела с любимым мужчиной — тем самым известным японским актером. За это она не получила ни йены.
Женское счастье наша героиня обрела со второй попытки. После выхода на пенсию она познакомилась с художником и реставратором Дзинъитиро Сато. В 1982-м влюбленные сыграли свадьбу, а еще через год у них родилась дочь Косукэ, которую родители часто называют просто Коко. Интересно, что после свадьбы Сато решил взять фамилию жены.
Сегодня супруги живут в пригороде Киото и стараются не привлекать к себе лишнего внимания. Минэко, как и ее любимый, занялась искусством: теперь она пишет картины и иногда помогает с реставрацией полотен. Дзинъитиро пусть и редко публично говорит о жене, но метко. «Я самый счастливый мужчина на Земле. Мне очень повезло», — по-японски сдержанно отмечал муж. Художника можно понять, ведь именно ему суждено провести остаток жизни с женщиной, о которой мечтали лучшие мужчины не только Японии, но и целого мира.
Фото: Getty Images