6 ноября празднует свой 43-й день рождения Яна Чурикова.
В интервью Woman.ru медиадива рассказала, каких принципов придерживается в воспитании дочери, почему не хочет праздновать свой день рождения и что помогает ей оставаться такой бодрой и красивой.
Карьера нашей героини началась на MTV Russia в далеком 1998-м, когда и легендарный телеканал только запустился в нашей стране — а потом в одночасье стал самым крутым медиа в России.
Шли годы, менялось время, но MTV по-прежнему живет и радует своего телезрителя интересным контентом. Изменилось одно: в 1998-м Чурикова работала в кадре, а сегодня она уже руководит телеканалом.
Мы заглянули в офис MTV, где не только прониклись его атмосферой, но и сделали яркую фотосессию, а также пообщались с Яной. Обсудили все: и работу, и семью, и возраст, и красоту.
Woman.ru: Яна, где комфортнее себя чувствуете: в кресле интервьюера или интервьюируемого?
Яна Чурикова: Честно, я не люблю давать интервью, отвечать на вопросы, потому что мне не нравится чувство неподготовленности. Если я сама провожу интервью, то готовлюсь и могу контролировать весь процесс. За исключением случаев, когда герой настолько хорош, что заставляет меня играть по своим правилам. Такое бывает (улыбается).
Woman.ru: Сегодня вы руководитель канала MTV, а двадцать лет назад он стал вашим первым местом работы. Как думаете, совпадение или судьба?
Я. Ч.: С одной стороны, наверное, судьба. А с другой — некий пазл, сложившийся из цепочки событий и действий. Я рада, что причастна к такому большому делу. Мы, как и раньше, заботимся о том, чтобы производить контент, интересный сегодняшней аудитории. 20 лет назад кроме MTV — модного, классного, открытого — ничего приличного-то и не было. Интернет только зарождался, соцсетей не существовало.
«Для общения с аудиторией артисты приходили на телевидение, а теперь каждый из них может просто выйти в прямой эфир со смартфона».
MTV сегодня — это не массовый, а местами даже эстетский мирок, за которым идет думающая часть молодых людей, что мне очень приятно. Сегодня аудитория сильно фрагментирована: нет ни одного медиа, где была бы сосредоточена она вся. Так, например, с нами фанаты K-pop: мы — одни из немногих, кто обращает внимание на эту культуру. На нашем телеканале можно увидеть группы «Мы» и «Поехали», которые редко появляются где-либо еще. И конечно, все самое актуальное из мировой молодежной культуры.
Woman.ru: 23 года — немаленький срок. По-вашему, что изменилось в телеканале, а что осталось прежним?
Я. Ч.: Та аудитория, которая была с нами в самом начале, дорога для MTV и сегодня. Мы не можем игнорировать людей, которые постоянно пишут нам в соцсетях: «Покажите ‘’Тачку на прокачку’’». Понятно, что полностью погружаться в прошлое нельзя, но и забывать о нем тоже не стоит.
«MTV — это бренд, который не может игнорировать свои корни. В отличие от других телеканалов, которые могут позволить себе существовать только здесь и сейчас».
Но при этом бОльшая часть сетки — актуальный контент для тех, кто молод сегодня.
Если вдуматься, в моей жизни случился интересный поворот. Я начинала свою работу на канале в продакшене, руководство располагалось в отдельном крыле. Ходила я туда довольно редко и, что делали маркетологи, коммерсанты и другие специалисты, обеспечивающие работу канала, особенно не вникала. Я была редактором, ведущей, продюсером, потом замом начальника производства. И вот сейчас, спустя несколько лет, я становлюсь руководителем группы каналов, и мне нужно контролировать сразу все процессы. На этом фоне понимаю, как же мне все-таки легко вести концерты, где все просто и понятно!
Woman.ru: Как же вы добровольно ушли из кадра?
Я. Ч.: Не ушла, просто расставила приоритеты в пользу руководящей работы. Это был мой осознанный выбор. В приоритете сегодня, конечно, менеджерская работа, хотя я по-прежнему что-то веду. Я не соглашаюсь на съемки, если они приходятся на дни, когда нужно быть в офисе, или же мне приходится брать отпуск по согласованию с руководством. Так, к слову, я выбрала уже все свои отпускные дни на этот год (улыбается).
Мне, например, очень нравится вести концерт, посвященный Дню МЧС. На этом празднике есть классная традиция: каждый год мы рассказываем реальные истории работников МЧС — настоящих героев, которые спасают жизни людей. И именно эти пожарные, спасатели, а не артисты, и есть главные звезды вечера. Или, к примеру, день ВДВ. Я же из семьи военных — наверное, поэтому мне близки подобные мероприятия.
Классно, что я везде нахожу то, что мне близко и что меня радует. У меня есть возможность общаться с людьми, будь это кремлевский концерт или камерное мероприятие.
«Мне нравится быть ведущей, так я отдыхаю. Я люблю эту часть своей работы, потому что она действительно несложная».
По сравнению с менеджерской частью, которую немногие выдерживают, ведь это ответственность не только за себя, но и за всех сотрудников. Как руководитель, я должна требовать от каждого из них контроля за свой маленький участок. Это целая система, во главе которой все равно стоишь ты и отчитываешься руководству. И даже если ошиблись твои люди, по сути, ошибся ты. Что-то не доглядел, неверно выстроил процесс работы. За эти пять лет, что я руковожу каналом, могу сказать, что происходит взаимный тренинг: я тоже учусь чему-то у своих сотрудников.
Woman.ru: Я заметила, что у вас нет отдельного кабинета, располагаетесь вы в большом офисе вместе со всеми.
Я. Ч.: Мне надо, чтобы все было под рукой. Сотрудники вокруг меня, и любые вопросы мы можем решить оперативно. Но, например, если мне нужно крепко подумать, я начинаю прятаться по углам, ухожу вот в эти маленькие телефонные переговорки. Все надо мной прикалываются по этому поводу (смеется).
Woman.ru: Вы требовательный руководитель?
Я. Ч.: Боюсь, что я стала такой. В начале этого пути я даже радовалась, что сотрудники называют меня «мать», считают доброй и пушистой. Но потом я поняла, что нельзя быть слишком мягкой.
«Для того чтобы руководить, нужно быть иногда плохим. И вот первое время я боялась быть плохой, а потом ко мне пришло осознание, что порой это необходимо».
Пусть о тебе подумают все, что угодно, но зато процесс будет поставлен четко. У меня есть должность, и я должна ей соответствовать. А «мама» — она дома.
Woman.ru: Вы успеваете быть мамой? Находите время на дочь?
Я. Ч.: Не поверите, но любимое место на планете Земля для моей дочери — это наш офис. Впервые я взяла ее с собой на работу в прошлом году: тогда няня не смогла прийти, Тасю оставить было не с кем. Заходим, говорю: «Сидишь тихо, никому не мешаешь». Дочь принялась рисовать, а потом до меня дошло, что можно дать ей какую-нибудь несложную работу. Я предложила ей составить сетку вещания. И она составила — из мультиков (улыбается). Но к заданию подошла очень серьезно, задавала вопросы по существу.
В этом году история повторилась, и она была со мной в офисе чуть ли не неделю. Мы выделили ребенку рабочее место. Снова дали ей сетку: на этот раз — для детского канала Nickelodeon. Был определенный список мультфильмов: некоторые она знала, другие же искала в YouTube, чтобы понять, о чем они. Интересовалась, можно ли ставить определенные мультики вместе, какова продолжительность эпизодов, есть ли возрастное ограничение. К концу дня Тася сдала сетку телеканалу, и ей сказали, что примут работу к исполнению. Более счастливым своего ребенка я не видела давно (улыбается).
«Вот что на самом деле нужно всем людям — самореализация».
Собственно, так мы и выгадываем время для общения друг с другом. Иногда у нас бывают совместные выходные. Для нас с Тасей большая радость, когда мы вдвоем ходим куда-нибудь гулять. Я стараюсь уделять дочери каждую свободную минуту. Согласитесь, зачем тогда рожать ребенка, если не можешь проводить с ним время? Пока мы нужны своим детям — ради этого есть смысл перекраивать свой график.
Woman.ru: Руководитель вы требовательный, а мама?
Я. Ч.: Тут, кстати, иногда помогают навыки руководителя. Мои ровесницы надо мной посмеиваются, что мне приходится в воспитании применять методы из менеджерской практики. Да, возможно, это смешно, но это работает.
Я ни у кого не спрашиваю, как мне воспитывать дочь.
«Мне не нравится, когда на мамских форумах или в соцсетях начинают учить, как кому воспитывать детей. Вы со своими для начала разберитесь».
Если мне нужен будет совет, я найду, у кого его спросить. Именно по этой причине я стараюсь публично не рассказывать о своих методиках воспитания. Полагаю, что есть масса людей, которые меня поддержат, но найдутся и те, кто обязательно скажет, что я неправа: «Вы читаете книги за деньги? А вот мои читают сами». Серьезно? Покажите мне сегодняшних детей, которые взапой читают книги без дополнительных стимулов! У нас этот стимул есть: Тася таким образом зарабатывает, у нее есть свой бюджет, которым она распоряжается и за который отвечает. Возможно, когда-нибудь эта система перестанет работать и мне придется придумать что-нибудь новое.
Woman.ru: Кем вы видите свою дочь в будущем?
Я. Ч.: Никем не вижу: не хочу, чтобы ребенок вбил себе в голову полученный от меня стереотип «Ты должна». Ничего она никому не должна. Я говорю ей только одно: «Ты должна только сама себе. Должна состояться в этой жизни, понять, кто ты, и идти по этой дороге. Я помогу тебе с поиском, но не стану решать за тебя».
Современное поколение детей, можно сказать, перекормленное. У них в принципе с малолетства все есть. Нас в детстве еще можно было стимулировать покупкой игрушки. А как стимулировать ребенка, у которого, по сути, их и так предостаточно? Я, кстати, умоляю всех родственников дарить Тасе меньше игрушек, чтобы не избаловать ее. Современного ребенка просто необходимо ограждать от изобилия.
«Сегодня дети перекормлены информацией. Именно поэтому у Таси нет соцсетей, в интернет она выходит также дозированно. Ей всего девять, если что».
Что угодно можете мне говорить, но я считаю, что изобилие информации, с которой дети пока не знают, как управляться, им вредит. Так же, как и вредит слишком мягкое отношение родителей. Подумайте о том, что ваш ребенок вырастет и попадает во взрослый мир, где с ним никто уже не будет нянчиться, а потребует дисциплины.
Woman.ru: Вы публичная личность, все время на виду, что обязывает выглядеть отлично. Как ухаживаете за собой?
Я. Ч.: Не могу сказать, что я фанатка бьюти-процедур, хотя с удовольствием проводила бы много времени в салонах. Не стану кокетничать: если я все-таки попадаю к косметологу, то стараюсь сделать все процедуры, какие смогу. Но инъекций пока боюсь: так и вижу, как прихожу в офис, а у меня гематомы на лице. У некоторых женщин есть время на восстановление после таких процедур, но это вообще не мой случай.
Конечно, необходимо ухаживать за собой, чтобы и дальше выглядеть хорошо. Я всегда стараюсь найти подходящий мне вариант. Мне скоро 40 лет, но пока меня устраивает, как я выгляжу без каких-либо адских вмешательств. Понятное дело, что меня может переклинить лет через пять-десять, но пока все умеренно.
«На мой взгляд, самое лучшее, что может случиться с женщиной, — это умение принимать себя в том возрасте, в котором ты находишься, но при этом не забивать на то, как ты выглядишь».
Принимать и любить себя — это не значит, что можно быть жирной, с вываливающимся из-под тоненькой майки животом и говорить: «Я такая, какая есть, мне все равно, что вы обо мне думаете». Не стоит уходить и в другую крайность и быть болезненно зависимой от мнения окружающих. Во всех сферах нашей жизни важен баланс.
Забить на внешний вид — это то, чего я точно делать не буду. Равно как и увлекаться серьезными вмешательствами. Обкалываться везде, где только можно, и перекраивать себя я не стану.
Woman.ru: Вы всегда были довольны собой?
Я. Ч.: Конечно, нет. Недовольство собой в хорошем смысле — это двигатель внутреннего развития. И снова повторю: главное — не уходить в крайности. У меня был известный опыт похудения с 90 до 55 килограммов в начале моей MTV-шной деятельности. Тогда пострадала эндокринная система, была угроза операции на щитовидке. Это я к чему: надо думать головой, а не сложившимися стереотипами. Понятно, что многое идет из детства, в подростковом возрасте это подкрепляется гормонами, излишней эмоциональностью и чувствительностью. Девочки вообще более подвержены влиянию окружающих.
Если вдуматься, в детстве нам столько всего льют в уши. Например: «Мальчик не должен плакать». Почему вдруг? А если его побили и ему больно? Или: «Девочка должна ходить в розовых платьицах». Кто это сказал, где это прописано? На дворе 2018 год: пусть носит, что хочет. Опять же здесь важно не уйти в крайность. Нащупать свою индивидуальность, ощутить внутреннее я — это большая радость и большая работа над собой.
Гармония с собой — то, к чему надо стремиться.
«Я действительно когда-то весила 90 килограммов, и для кадра это было много при любом раскладе. И я бездумно начала худеть — просто перестала есть, ''питаясь'' водой с лимоном».
Как при этом я умудрялась работать, не понимаю. Но я не первая и не последняя, кто пошел по этой дороге. Сегодня вижу анорексичного вида девочек, которые приходят в фитнес-клуб и, не слушая тренеров, идут качаться. Они сами по себе, в своем мире. Девочки, добро пожаловать в клуб… Только я из этого клуба уже вышла, и вы выходите. Еда — это жизнь. Нужно питаться чем-то, кроме фруктов.
«Этим и опасно современное общество: стало больше информации, больше выбора, но счастливее мы от этого не стали. Не стали лучше относиться к себе».
Сейчас, если я чувствую, что набрала, просто себя регулирую. В прошлом году попробовала детокс: тысяча калорий в день, только соки и смузи. Закончилось тем, что я пришла домой, почувствовала запах вареной курицы и съела ее всю. А до этого весь день не могла сообразить и решить какие-то простые офисные вопросы. Работа пошла псу под хвост, я была абсолютно непродуктивна, потому что только и думала, что бы мне сожрать. Мозгу, как и телу, нужна подпитка.
Woman.ru: Как вы верно заметили, девочки наиболее подвержены жесткой самокритике. Вы стараетесь уберечь Тасю от необоснованной нелюбви к себе?
Я. Ч.: От этого никто не застрахован. И Тася в том числе. Увы, от меня не все зависит, хотя, безусловно, какие-то вещи я могу ей дать. Моя дочь не изолирована от общества и живет в открытой среде: ходит в музыкальную и обычную школы, на танцы, у нее есть друзья, знакомые. Дети (да и все люди) так устроены, что чужое мнение для большинства из них — не пустой звук. Кто-то что-то сказал про тебя, и ты начинаешь на это ориентироваться. Конечно, воспитать психологически стойкого человека — это мечта. Но реализуема ли она? Пускай ошибается. Я буду рядом, попробую объяснить.
Мы, кстати, ведем диалоги на тему здорового образа жизни.
«У Таси моя наследственность, и я не хочу, чтобы она себя распускала. В нашем случае расслабишься — сразу пойдешь вширь».
Поэтому Тася знает, как важно уважать свое тело, следить за осанкой и тем, что ты ешь. Правда, до салата, авокадо и прочей «зелени» Тася пока не созрела, а я и не настаиваю. Для каждой девочки, девушки, женщины это очень важная история, к которой нужно прийти самостоятельно.
Woman.ru: Если к юбилею канала MTV вы, я уверена, готовитесь, то что можете сказать о своем собственном юбилее?
Я. Ч.: Юбилей MTV — это все, что сегодня занимает мои мысли. Это огромное наследие целого поколения, которое вдруг оказалось в том числе и в моих руках. Поэтому, конечно, мы трепещем.
«Что касается моего юбилея, у меня готов план: выключить телефон и свалить, а на поздравления обязательно ответить потом».
Правда, я ценю поддержку, но при этом совершенно не умею принимать поздравления, комплименты. Более того, я отношусь к тому типу людей, которых комплименты расхолаживают. Когда меня хвалят, я начинаю реально плохо работать. Не знаю, с чем это связано: наверное, есть какие-то глубинные механизмы, которые говорят, что, наверное, я не достойна этого комплимента. И желание соответствовать этим словам сразу пропадает. При этом ругать меня тоже нельзя: нужно сказать что-то такое, чтобы стимулировать во мне желание становиться лучше.
Не так давно мы с Леонидом Слуцким (футбольный тренер, комментатор, — прим. Woman.ru) комментировали церемонию открытия ЧМ по футболу, и он сказал в мой адрес фразу, которая не являлась комплиментом, но после нее я поняла, что мне есть, над чем работать. И я весь день доказывала, что я молодец. Вот такой у меня скрытый механизм.
Woman.ru: Боитесь ли вы возраста?
Я. Ч.: Как и у всех людей, цифры в паспорте вызывают у меня какие-то эмоции. Не стану бравировать и говорить, что не обращаю внимания на свой возраст. Просто я поняла, что хочу от жизни. Я хочу выглядеть соответствующе. Уместно.
«На мой взгляд, очень смешно выглядят женщины старше меня, которые радостно щеголяют в мини. Даже если у них красивые ноги… Мама, вы паспорт свой видели?»
И все-таки, думаю, что бабушкой я буду моложавой. Но ноги при этом все равно не стану открывать. К слову, я их и сегодня не открываю. Я демонстрирую красивые части тела: спину, декольте. Это и есть познание себя. Женщине необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Для того чтобы оставаться женщиной-загадкой, будоражить сознание, нужно понимать, кто ты, и что тебе уже не 17 лет, но и не 65. Возраст для меня — это состояние соответствия.
Woman.ru: Вы всегда такая открытая, жизнерадостная. Однако ситуации бывают разные. Есть у вас рецепт того, как не впасть в уныние, депрессию?
Я. Ч.: На мой взгляд, депрессия — это самый страшный грех, который может совершить человек. Наверное, бОльший грех — это винить кого-то в своей депрессии. Нет ничего проще, чем сказать: «У меня депрессия, отстаньте все от меня».
«Если говорить откровенно, то у меня каждый день есть повод впасть в уныние. И иногда — не один».
Но ты просто выдыхаешь, трезво оцениваешь ситуацию и понимаешь, что это жизнь. Что бы у тебя ни произошло, мир не остановился: люди все также едут с утра на работу, стоят в пробках, спят, пьют, едят. И всем все равно. Поэтому ты тоже обнуляешься и идешь дальше.
Только это спасает меня от уныния и причитаний на тему того, как этот мир несправедлив ко мне или к кому-либо еще. Если ты считаешь, что мир несправедлив, пойди исправь. Если ты не можешь исправить, то ты не можешь. Вот такой диалог самой с собой заставляет меня каждый день вставать и идти. Ты либо делаешь что-то, либо — нет. Я выбираю первое.
Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru, Starface, Persona Stars, Legion-Media.ru, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)