Тропическую провинцию Гуандун со столицей Гуанчжоу называют краем AliExpress. Весь город представляет собой одно большое текстильное производство: здесь отшивается львиная доля всей одежды на экспорт. Все то, что вы сейчас носите, наверняка тоже пошито тут.
Шьют масштабно, это вам не Chanel, в коллекции которой несколько десятков наименований, это миллионы и миллионы изделий! Не высокая мода, а массовая. Потому и модельный бизнес тут устроен иначе, нежели на другой половине земного шара. Для миллионов интернет-площадок нужны миллионы фото и видеообзоров. И манекенщиц приглашают на работу со всех стран мира, но особый спрос на девчонок из России. Сотни красавиц из Архангельска, Самары, Новосибирска и Москвы зарабатывают приличные деньги в Китае и не планируют отсюда уезжать.
25-летняя Алена Пасечник из Нижнего Новгорода. Вот уже год, как она живет и работает в Гуанчжоу.
— Я приехала сюда уже действующей моделью. Пять лет в этой сфере. Меня знают хорошо и в Нижнем, и в Москве. Я принимала участие в телепроекте «Я — топ-модель» на телеканале «Первый городской», два раза летала на контракт в Турцию. В России работала с такими брендами, как Divno, Granate, Monostill, Konstanta, Asur, I want more и другими. Сейчас фото со мной можно найти на таких сайтах, как SHEIN, Amazon, Halara, Temu, Zaful и другие.
— Обычно девушки с твоими параметрами комплексуют, ты же, наоборот, сделала это своей фишкой. Как вообще получилось, что пошла в модели?
— Да, я тоже была закомплексованная. И так получилось, что первые комплименты мне стали делать родители одноклассников. Они часто подмечали, что я очень хорошо получаюсь на фото. А потом моя подружка решила стать фотографом, я часто ей позировала. И мне понравилось. Ну, а когда в соцсетях увидела странички известных фотомоделей размера плюс, то я тоже решила показать своим примером, что красиво одеваться могут девушки разных размеров. Я оценивала параметры, пропорции фигуры и выразительность черт лица. Многие меня до сих пор сравнивают с Анджелиной Джоли и Ириной Шейк, на что я отшучиваюсь, что я их полная версия. И сейчас, когда я уже в статусе модели, я считаю своей миссией доносить до всех девушек, что не надо комплексовать. Мы все красивые! И это даже важнее, чем то, что мне эта профессия приносит деньги. И я вижу отклик, мне часто пишут в соцсетях девчонки, что я их вдохновляю.
Алена успела окончить университет и магистратуру в России, она преподаватель экономики и бизнеса, но диплом пока отложила на дальнюю полку.
— Кстати, магистратуру я окончила благодаря ковиду. Если бы коронавирус не случился, я бы раньше улетела работать в Китай, но из-за эпидемии границы были закрыты, и я сосредоточилась на учебе, получила даже красный диплом.
— Не страшно было ехать в Китай?
— Очень страшно! Я слышала много сложных историй. И про многочасовые выматывающие съемки. И про то, что общий язык с китайцами найти сложно. Поэтому готовилась к работе в Китае, как к войне. Помню, зашла на порог своего дома в Гуанчжоу (квартиру предоставляет агентство) и думаю: «Ну все, с кем воевать?»
— И как в итоге все сложилось?
— В целом все хорошо, за исключением пары случаев. Была у меня съемка, во время которой я попросила подругу вызвать скорую на площадку, если я не вернусь до 23:00 домой. Потому что в тот день была очень сильная жара. И уже через 2 часа после начала я чуть не упала в обморок. Китайцы дали мне какие-то медикаменты, стало немного лучше. Но съемка длилась 11 часов подряд. В этот день на грани солнечного удара я была несколько раз.
— Даже перерыва на обед не было?
— Был 20 минут. И еще 10 минут мне дали посидеть. Все! Тот день для меня был шоком. Еще одна тяжелая съемка случилась вот недавно. Надо было ехать в другой город (примерно 5 часов на скоростном поезде), и уже в пути я почувствовала, что заболеваю ангиной. Всю дорогу рыдала, потому что понимала: в любом случае мне придется завтра работать. Подменить меня совершенно некем, в том городе я была единственной моделью плюс. Причем по иронии судьбы это была единственная съемка за все время моей работы в Китае, когда надо было не только позировать, но и говорить. Там такие технологии, что после фотосессии искусственный интеллект накладывает голос на нужном языке. Было очень тяжело, в перерывах я плакала. Все, чего я хотела, — это как можно скорее вернуться домой в свою кровать. И когда вечером выяснилось, что ни на поезд, ни на самолет до Гуанчжоу билетов нет, у меня случилась настоящая истерика. Китайцы даже отвезли меня больницу.
— Многие девушки жалуются на сложные условия работы. Знаю, что некоторые устанавливают свои четкие правила: работа не больше 8 часов, перерывы строго в определенное время. А ты как приспособилась?
— Я пока не нашла для себя ответа на этот вопрос. Никаких своих условий я пока диктовать не могу. Единственное, что я для себя четко решила: если съемка на улице и условия невыносимые (жара или холод), то отказываюсь работать. Но и на эти крайние меры иду только в самом редком случае, потому что за такое поведение можно сильно испортить отношения с агентством.
— Сколько образов тебе приходится менять за рабочую смену?
— Не меньше 100 артикулов за 10 часов. То есть это примерно 5–6 минут и на переодевание, и на съемку одного образа. Бывает, что еще больше приходится переодеваться. Например, недавно была фотосессия для арабского бренда: за 8 часов работы я сменила 250 нарядов.
— Ого! Это же просто как робот: снял — надел, снял — надел. Тяжело.
— Да, темпы серьезные. Ты видела, наверное, видеоролики, как мы снимаемся. Позы на автомате уже отработаны, на каждую по секунде. В России процесс съемок более расслабленный, конечно. И вообще другой: там это творческий процесс, в котором участвуют все, кто есть на площадке, мы переговариваемся, обсуждаем, как можно сделать более «вкусный» кадр. Тут же, в Поднебесной, это, скорее, чисто технический такой процесс, конвейер. И часто только по выражению лица заказчика можно понять, нравится им или нет. Я, кстати, очень хорошо уже научилась читать по лицам и жестам. Английского тут почти никто не знает же.
— Нравится качество китайской одежды?
— Лекала и крой очень достойные. Да и сшито все хорошо, нитки не торчат, швы ровные. Некоторые платья и костюмы выглядят просто феноменально, что надо — подчеркивают, что не надо — скрывают. Но большинство производителей не имеют в арсенале натуральных тканей — это основная проблема. Все красиво, все сидит, но носить такую синтетику вообще не хочется. Одежда из хлопка, шерсти, вискозы есть, конечно, но ее не так много. И шьют ее в основном на американский рынок.
— А ты можешь себе оставить понравившуюся одежду?
— Нет, ни оставить, ни даже купить нельзя. Только через интернет-магазин.
— Давай поговорим про деньги. Сколько ты зарабатываешь?
— По условиям контракта я не могу раскрывать суммы. Мой ежемесячный доход начинается от 600 долларов. У других девушек могут быть другие цифры, особенно у тех, кто работает не через агентство, а напрямую. Посредники же себе забирают бОльшую часть гонорара. Но я пока не готова работать самостоятельно. Ведь помимо стабильной работы агентство мне и жилье предоставляет, и с документами все вопросы решает.
— Скажи, а в Китае есть вообще такое понятие, как топ-модель?
— Есть девушки, которые давно работают в модельном бизнесе, я их называю «селебрити». Наверное, и заработки у них повыше, и условия работы они могут диктовать. Но все равно ни о каких баснословных гонорарах тут речь не идет, все в пределах разумного.
— Не могу не спросить про вес. Ты за ним следишь?
— Конечно! По условиям контракта я не могу менять свои параметры больше чем на 2 сантиметра ни в плюс, ни в минус. И если я сильно похудею, то сразу могу покупать билеты обратно. Моя фигура сейчас идеальна для этого рынка. Вся одежда как будто на меня сшита.
— Ты не думаешь вернуться домой и продолжить карьеру в России?
— Пока нет. Это я всегда успею, у нас больше востребованы возрастные лица, а у меня все еще бэби-фейс. И потом в Москве придется крутиться самой, здесь же за меня все делает агентство, а я просто работаю и живу свою жизнь. А еще в Китае меньше конкуренции и зарплата выше. И мне очень нравится, что тут я общаюсь с девчонками со всего мира. У меня соседками были и француженка, и мексиканка, и аргентинка. Теперь у меня есть подружки во всех концах света. Это очень круто! Так что я пока здесь.
— А с китайцами удается подружиться?
— Не очень. Во-первых, все говорят только на китайском. Английский знают единицы. И я вот до сих пор не поняла этой нации — чем они живут, какой их культурный код. На работе они довольно закрытые, мало улыбаются, редко выражают эмоции, просто делают свое дело, и все. Но что меня поразило, тут никто никого не осуждает, никто ни на кого не кричит, даже на дороге водители друг другу не сигналят, как у нас. Много раз было, например, что кто-то из съемочной группы задерживает процесс, и никогда никто ему ничего не скажет. Очень уважительны они друг к другу. Но модель могут и поторопить, потому что важна почти каждая минута в подсчете гонорара. У нас же почасовая оплата труда.
Сколько стоит жизнь в Китае для Алены Пасечник:
Небольшая квартира-студия недалеко от центра — 5000 юаней в месяц (около 63 000 рублей).
На такси в месяц уходит около 2500 юаней (около 31 500 рублей). Но если ездить на метро, то это обойдется около 5000 рублей.
На кафе и рестораны в месяц требуется примерно 4500 юаней (около 56 000 рублей). Готовить дома значительно дешевле, но наша героиня предпочитает ресторанную кухню.
Маникюр, педикюр и прочие процедуры красоты — около 220 юаней в месяц (3000 рублей).
Пандемия задала новые тренды — тренды на больших девочек
«Золотыми девчонками» прозвали тех, кто не успел улететь домой перед началом коронавируса и продлил контракт в Гуанчжоу. Пандемия резко «вымыла» конкуренцию, стоимость услуг моделей plus size возросла в разы, ведь Китай — это в основном шопинг онлайн, а засев дома, покупатели стали набирать вес и заказывать домашней одежды на размеры больше. 8,8 млн человек заходили на AliExpress в разгар коронавируса каждый день, а средний чек вырос с 600 до 1000 рублей. Логика простая как мелодия ветра: выше рост заказов — больше смен у моделей.
— Я улетела в Москву еще в декабре, а у моей подруги Лизы контракт заканчивался в феврале, а что случилось в феврале 2020 года, все уже знают. В итоге она и еще одна девочка остались единственными из иностранок в агентстве, кто мог работать, и их агент быстро сообразил про конъюнктуру и тут же поднял их прайс за съемку, — рассказывает Маша Литвинец, еще одна модель, которая зарабатывает в Китае. — За месяц они стали получать столько, сколько раньше делали за 4 месяца.
Маша уверена: именно коронавирус изменил тренды на стандарты красоты.
— Это наш новый Ренессанс! — усмехается она.
Если раньше о бодипозитиве говорили только в рамках «глянцевых» социальных программ и рекламных кампаний крупных брендов, то пандемия сильно развернула фокус коммерции на женщин с нестандартными фигурами. Теперь как раз они считаются стандартными. Число представительниц прекрасного пола с размерной сеткой 54–56-го размера с 2020 года во всем мире выросло на 28%, а значит, и скакнул спрос на стильную одежду для них.
— И как будто общество сильно устало от инстаграмной (запрещенная в России экстремистская организация) картинки, где все счастливые, стройные и без целлюлита и на что, запертые дома, мы смотрели 24 часа нон-стопом, захотелось чего-то «трушного», настоящего. Причем захотелось всем. А кто, как не Китай, чувствует такие тренды?! — подытоживает Литвинец.
«В Китае нет харассмента»
Хорошо, для китайских модельных агентств россиянки — новый эталон для популяризации трендов, а что привлекает наших, помимо высоких заработков, в Поднебесную? Они говорят, что безопасность и гарантия отсутствия харассмента со стороны любого, кто имеет отношение к съемке. Будь то фотограф или приехавший на место заказчик.
Модель Катя Дубровская родом из Беларуси, пять лет назад поехала в Китай работать учительницей английского языка, а стала plus size моделью. Шутит, что уже чувствует себя вполне местной.
— Скажи, почему модели plus size особенно популярны в Китае?
— Как будто сейчас в целом тренд на plus size моделей по всему миру. В России, я знаю, очень много съемок для таких девочек. И в Штатах такая же ситуация. А брендов, которые рассчитаны только на одежду больших размеров, все больше и больше. Просто объемы производства одежды в Китае не сравнить с Россией или другими странами, поэтому кажется, что здесь рекламы с plus sizе моделями больше. Тут фабрик на душу населения в разы больше, чем где-либо в мире. И наших славянок очень много работает.
— То есть можно сказать, что Китай — это стартовая площадка, где можно раскрутиться, наработать портфолио, обрести навыки и двигаться на Запад?
— Да, это так. И с китайскими объемами работы никакая Европа не сравнится! Мы тут меняем по 100–150 образов за смену, а на Западе 50–80. То есть в Китае очень классно научиться профессионально работать и отработать базовые навыки. С ними потом уже можно ехать в другие страны, где фотографирование больше уже искусство, чем конвейер.
— Ты когда-нибудь сталкивалась с харассментом в Китае?
— Если честно, я даже не знала, что такое вообще харассмент, пока ты не задала этот вопрос. И сама ни с какими приставаниями не сталкивалась, и от других девчонок ни о чем подобном не слышала. Китайцы вообще очень стеснительные и никогда ничего подобного себе не позволяют. Даже вне работы никаких подкатов, максимум, если где-то общаешься с ними вне работы, они могут спросить: «Есть ли парень? А тебе нравятся ли китайские мужчины?» В наших странах, когда ты говоришь, что работаешь моделью, то у многих сразу подспудно возникает мысль: «Ага, модель, ясно, чем вы там все после работы занимаетесь». И это обидно немного, потому что мы работаем днями напролет, это тяжелая и изматывающая работа. В Китае же никто ничего плохого не думает и никаких непристойных предложений моделям не делает.
— Работа на западном модельном рынке сопряжена с огромным числом «но»: юный возраст, строгие модельные параметры, вес, рост, в конце концов, тренд на определенный типаж, девушка может быть эталонно красивой, но в данный момент не попасть в востребованный скаутами запрос, и она остается не у дел, — вторит нашим собеседницам Влад Коростылев, скаут модельного агентства. — Тогда как в Азии с ее огромной индустрией, нацеленной на разные рынки и целевые аудитории, востребованы абсолютно разные типажи. Учитывайте, что Китай отшивает массовую одежду, а ее носят обычные женщины со стандартными, немодельными параметрами, и, значит, рекламировать бренды должны те, кто попадает в массовый запрос.
Тем более если китайский бренд хочет масштабироваться и выходить на западные рынки, ему не обойтись без моделей европейского типа. Потребители зеркалят лица, нам нравится то, что в нас отзывается. И конечно, именно Россия — огромный рынок сбыта для Поднебесной. Покупательницы видят похожие фигуры, и у них возникает желание сделать заказ.
Не будем забывать и про экономику: привезти девушку из Европы стоит дороже (билеты, визы, оплата труда), чем девушку из России, Белоруссии. Плюс китайцам с российскими девушками проще договориться. Наши умеют работать, они выносливы и готовы терпеть многочасовую съемку ради результата, тогда как немка или француженка после нескольких часов работы наверняка вспомнит про свои права, профсоюз и потребует перерыв.
Нижняя граница гонорара для моделей — 1000 юаней в час (около 12 тысяч рублей), верхняя — 2000–2500 (25 тысяч), но может быть и больше. Притом что минимальная зарплата в Поднебесной составляет 3500–4000 юаней в месяц.
50–60% суммы модель должна отдать своему агентству за продвижение портфолио, поиск заказчиков, организацию съемки, но даже при этих условиях ее заработки получаются достойные. За год-два плодотворной работы можно скопить на маленькую квартирку в Гуанчжоу.
Правда, нужна ли россиянкам недвижимость в Китае? У каждой из них в планах — заработать здесь небольшой капитал, а потом все-таки вернуться домой.
Фото: личный архив героинь