Её работа - быть мечтой любого мужчины
Япония - это суши, харакири, ниндзя и гейши. Для более продвинутых - это Мураками, хайку, рыба фугу и опять же гейши. На улицах современных японских городов среди темных клерковских пиджаков и юбок со строгой складкой по-прежнему можно увидеть эти осколки древней традиции - странных женщин в ярких кимоно с кукольно-белыми лицами и монументальными прическами. Гейши спешат на работу: их ждут в чайных домиках, на вечеринках и презентациях. Их клиенты - богатые японцы, умеющие ценить культурные традиции. Провести час-другой с гейшей для японцев престижно, а для наших мужчин - чуть ли не предел мечтаний. А можем ли мы превратиться для своего любимого в гейшу на вечерок? Задача не из простых, но если знать кое-какие секреты...
Мяу-мяу на сямисэне
Самые популярные и знаменитые гейши живут в бывшей столице Японии Киото. В дословном переводе гейша - это "человек искусства", и ими не рождаются, а становятся.
"В гейши" родители отдавали красивых девочек сами - не задаром, разумеется. Девочек покупали "мамы" - хозяйки домов гейш, по европейским понятиям - сутенершы. Затраченные на обучение и содержание деньги ученица-майко должна была отработать. Так что у попавших в жесткие "Мамины" руки был выбор: вести себя как полагается или быть битой - потому что терять деньги "Мама" не хотела. Зато с попаданием в окейю - школу для будущих гейш - можно было не беспокоиться ни о настоящем, ни о будущем: там и накормят, и напоят, и дадут соответствующее образование. Научат петь, танцевать, проводить чайную церемонию, играть на сямисэне - что-то вроде гитары, обтянутой кошачьей кожей (и правда, японские музыкальные поэмы под сямисэн очень напоминают мяуканье, но японцам нравится), а также на барабане-цуцуме и японской флейте фуэ. Причем и играть и петь надо легко и грациозно, постоянно помня о сверхзадаче - быть мечтой любого японского мужчины.
Ну и конечно, гейша не гейша, если она не может правильно провести чайную церемонию, которая для японцев свята, а иностранцам труднопонятна. В самом деле, сидеть на полу и предаваться медитации по поводу красоты мира за чашкой мыльной зеленоватой жидкости, которая к тому же горчит, - с этим надо вырасти либо смириться.
Вообще, для гейш смирение - вещь совершенно необходимая. Например, когда на юную майко взваливают всю работу по хозяйству, она должна только благодарить за это "добрую маму". Также майко должна была встречать самую главную гейшу окейи с работы даже глубокой ночью и помогать ей разоблачиться, приготовиться ко сну. А работы у хороших гейш обычно хватает - и каждодневные заказы, на час-другой, и запланированные торжественные церемонии в чайных домиках на полгода вперед, а то и на год...
Почтительная майко, поджидавшая гейшу с ночной вахты, могла лишь мечтать, что настанет день - и она отправится по вызову и за ее спиной, по японской традиции, высекут искру на счастье. Тогда ей не придется больше готовить еду и стирать белье, а ее ночное бдение будет оплачиваться по 500 долларов в час.
Помёт, паста, глина
Первым делом девочек-майко обучали искусству быть красивой. Так вот: наши утренние потуги "сделать лицо" перед работой - просто детский лепет по сравнению с "рабочим макияжем" гейши. А этими таинствами владели даже 15-летние девочки! Итак, сначала гейша смазывала лицо каким-нибудь чудодейственным и бешено дорогим кремом (например, легендарным снадобьем из соловьиного помета), затем она разогревала в ладонях крохотный кусочек воска и втирала его в кожу лица, шеи и даже груди. Потом кисточкой аккуратно наносила мелообразную пасту - это как раз то, что делает кожу гейш фарфорово-белой. В начале прошлого века гейши еще пользовались пудрой под названием "китайская глина", которая готовилась на основе свинца. Все в ней было хорошо, кроме разве того, что, когда гейша с величайшим трудом отмывала лицо от свинцовой гадости, ее кожа уныло обвисала и морщилась. Теперь в Японии делают специальную косметику для гейш, которая вреда коже не наносит, но смывать и наносить ее все равно нелегко. Ну и в конце процесса - "отделочные работы". На щеки - яркие румяна под цвет кимоно, на безжалостно замазанные губы - алые лепестки нового рта, малюсенького "бантика". Вуаля! Плакать, потеть и покрываться нервной испариной строго запрещено - макияж потечет.
Пытка на такамакуру
А вот укладывать волосы гейши и ранее, и теперь доверяют профессионалам. Раз в неделю "мама" выкладывает не менее 300 долларов за то, чтобы волосы ее воспитанницы смазали воском и уложили в замысловатую прическу со множеством торчащих из нее заколок и палочек. Такое произведение искусства смывать нелегко, да и дорого, так что гейши спят прямо с прической, подкладывая под шею жесткий валик такамакуру: не дай бог испортить труд парихмахера! Так что вполне естественно, что молоденькие гейши свою прическу тихо ненавидели, и ведь есть за что: через неделю после обработки волосы начинали неприятно попахивать, да и перхоти хоть отбавляй. Так что современные гейши все эти навороты отправили в отставку и на работу надевают парики с классической высокой прической.
Японский персик
Перед дебютом гейши ей делают самую эротичную прическу в мире - момоварэ, то есть "разделенный персик". Челка гейши зачесывается назад, а остальные волосы связываются на макушке узлом. Фишка в том, что этот самый узел обвязывается вокруг кусочком красного шелка и, когда юная гейша поворачивается к мужчине своим "разделенным персиком" с полыхающе-алым пятном внутри, нетрудно догадаться, какие мысли лезут в мужскую японскую голову.
На волне...
Итак, макияж и прическа готовы, теперь остается завернуться в кимоно, до предела затянуться длиннющим ярким поясом и надеть деревянные туфли с кожаными ремешками - окобо. Вы думаете, почему гейши не ходят, а семенят, как будто вокруг них угли рассыпаны? Да потому что в окобо центр тяжести японцы-садисты раположили в пятках. Так что вариантов нет: или ходи как гейша, или падай носом в землю. Только вот самой вряд ли удастся подняться - кимоно не позволит. Во-перых, оно узкое, а во-вторых, тяжеленное - хрупким гейшам приходится таскать на себе вес приличного чемодана. К тому же надо не забывать все время приподнимать руки, иначе длиннющие рукава кимоно будут волочиться по земле. Вот так, семеня под лакированным зонтиком, гейша пытается представлять себя "волной, разбивающейся о песчаный берег". Говорят, помогает.
И вот добралась красавица до "пункта назначения", а там восстановить силы тоже не получится: есть неприлично, а пить нельзя, потому, что в туалет, извините, сама гейша сходить не может, хотя трусов на ней нет. Все потому, что устройство кимоно усесться позволяет лишь на пятки и в туалете возникают понятные проблемы. А чтобы юная гейша случайно "не прокололась", за ее поведением присматривает старшая сестра.
Реклама по-сестрински
Сестра гейши родственница специфическая. Когда девочка-майко созрела для выхода в свет, ей просто не обойтись без рекламы. Вот этим и занимается старшая сестра - то есть более опытная гейша, имеющая постоянных клиентов в чайных домиках. Найти такую сестру непросто, ведь на нее ложится большая ответственность и куча обязанностей: водить младшую на все вечеринки, учить уму-разуму и все время повторять, что девчонка непременно станет величайшей гейшой. Но если она умна и красива, то сестра на нее обязательно найдется: ведь с появлением клиентов у младшей сестренки кусок перепадет и старшенькой.
На гейшу всегда заводилась строгая бухгалтерия: ее заработок распределялся между чайным домиком, где проводилась вечеринка, ассоциацией гейш (да-да, существует и такая!), сестрой и окейей. А самой трудяге не более половины от честно заработанного куска хлеба.
Для двух девушек, становящихся сестрами, проводится специальная церемония: они по очереди делают по три глотка чая из трех чашек и становятся членами одной семьи. С этого момента прошедшая посвящение девушка получает новое имя (часто производное от имени сестры) и становится начинающей гейшей. Ее жизнь и раньше была не сахар, а теперь превращается в настоящую круговерть. Каждый вечер надо обходить со старшей сестрой десятки чайных домиков и говорить: "Меня зовут так-то. Я начинающая гейша и очень прошу проявить ко мне благосклонность". После этого она имеет право разве что молчать в тряпочку и смотреть во все глаза. "Просто" ухаживать за мужчинами, наливая им чай или сакэ, она не имеет права - она должна сделать это так, чтобы мужчина ее захотел!
Песнь любви мизуаж
Ну вот и добрались мы до главного. В прошлом веке девочкам-майко в школе очень поэтично описывали половой акт: у мужчин, мол, между ног живет неспокойный угорь, который всю жизнь пытается найти себе пещеру. Найдя пещеру, он какое-то время ее осваивает, а потом метит ее плевком. И особенно мужчинам нравится посещать те пещеры, в которых до них еще никто не бывал...
Во все времена для японцев самая желанная гейша - девственница. Для полового акта с ней даже название есть специальное: мизуаж - "поднимающаяся вода". И богатый японец-сан всегда готов выложить кругленькую сумму за этот самый мизуаж. Правда, в современной Японии стать майко можно только с 18 лет, так что претендентов на первую ночь поубавилось, но все равно девственность - это весьма прибыльный бизнес.
Когда гейша решается на мизуаж, она рассылает мужчинам рисовый торт экубо с небольшой впадинкой красного цвета в центре, а потом наблюдает за битвой быков: потенциальные клиенты торгуются как на аукционе - кто даст больше, тот и ляжет в постель с гейшей-девственницей, предварительно проверив ее честность у врача.
Некоторые охотники за мизуажем даже собирают коллекции - кусочки простыней с кровью девственниц как свидетельство своих побед и богатства. Пройдя мизуаж, начинающая гейша меняла красный воротничок кимоно на белый и получала право не только разливать сакэ или чай, но и иметь данну.
И будет данне отдана
В жизни всякой нормальной гейши есть две цели - унаследовать титул старшей гейши и найти данну, то есть покровителя. Осуществление обоих желаний напрямую зависит от ее доходов и популярности. И популярность вовсе не означает, что с этой гейшей много спят, - приличная гейша отдаст свое тело только своему данне. Конечно, существуют и гейши-проститутки, но отличить их раз плюнуть: у настоящих гейш пояса завязываются сзади, а у "постельных гейш" - спереди, чтобы меньше возиться.
Чаще все предпочитают не заморачиваться иностранцы: ведь сравнение тебя с хризантемой на склонах Фудзиямы проймет далеко не каждого, особенно если цели у клиента по-мужски прямые. Но вот уважающие себя богатые японцы препочитают разжечь свою страсть общением с истинными гейшами, чтобы потом перейти от слов к действию - стать данной для одной из них.
Как известно, гейша не имеет права выйти замуж, но ей не возбраняется найти того, кто возьмет на себя заботы по ее содержанию. А вот мужчине, чтобы стать данной, надо прилично раскошелиться: он должен договориться с "мамой" о "купле" своей любимой, покрыть часть ее долгов по обучению и взять на себя кучу расходов. Ведь иметь кроме законной жены еще и любовницу-гейшу удовольствие не из дешевых - одни кимоно стоят бог знает сколько, а ее надо еще кормить, поить, на занятия водить, драгоценности и косметику покупать, да и лечить, если что. Честно говоря, получая гейшу в "единоличное пользование", данна имеет больше обязанностей, чем привилегий. И гейши как правило частенько меняют своих данн, потому что не выдерживают мужики, даже самые японские, такой жизни.
Однако сверхдорогие, избранные гейши, которых заказывают на свои приемы государственные мужы и японские олигархи, не портят свою репутацию сменой данн: лучше меньше да лучше.
Стоимость гейши всегда определялась просто: на вечеринках перед каждой гейшей зажигались ароматические палочки - оханы. Чем больше палочек, тем дороже гейша.
Если у гейши есть данна, то "постельный" счетчик не включается - он и так должен платить за все, пока денег хватит. Если случаются дети, то мальчики вольны распоряжаться своей жизнью как захотят, а девочки по традиции должны повторить судьбу своей матери.
У меня лично после такого экскурса в историю возник логический вопрос: а на кой нам быть гейшами? Прятать пышную грудь и бедра, закрашивать чувственные губы, тихонько смеяться в рукав кимоно, четыре часа подряд пить одну чашку чая и не ходить во время вечеринок в туалет? Нет уж, спасибо! Такое можно устроить ну разве что на вечерок. И вообще, если ваш благоверный мечтает о гейше, пусть сам сначала до данны дорастет!