Тамара Иванютина (девичья фамилия — Масленко) родилась в Киеве в 1941 году. С детства родители внушали ей и пятерым ее братьям и сестрам, что главное в жизни — материальные блага. Во времена СССР самыми денежными и «сытыми» считались сферы торговли и питания. Поначалу Тамара работала продавцом, но попалась на спекуляциях и была судима. Затем Иванютина подделала трудовую книжку, чтобы устроиться посудомойкой в школу. Там она и развернулась… К сожалению, преступления женщины не ограничились обычным воровством.
Детей не жаль
В марте 1987 года в одну из киевских больниц попали трое шестиклассников, четыре учителя, логопед, медсестра, библиотекарь, водитель, заведующий столовой школы №16 Подольского района и техник, чинивший там холодильник. Все больные жаловались на слабость, сильные боли в суставах. При обследовании медики нашли симптомы пищевого отравления и уже собирались списать все на тяжелую форму гриппа, но внезапно у всех пострадавших начали выпадать волосы. Тогда-то врачи и обратились в милицию.
Вскоре после того, как правоохранительные органы начали расследование, четверо больных (двое из них были учащимися) умерли.
После этого выяснилось, что перед тем, как почувствовать острое недомогание, все пострадавшие оставались в школе после окончания учебного дня. Сотрудники ждали аванс, а шестиклассники помогали носить новые стулья. В столовой всех накормили остатками обеда: супом и жареной куриной печенкой. Следователи попытались выяснить, кто же контролирует приготовление пищи. Оказалось, никто. Диетсестра Наталья Кухаренко, которая раньше отвечала за контроль качества питания, скончалась за две недели до того, как ее коллеги и школьники отравились. Диагноз — острая сердечно-сосудистая недостаточность. Перед смертью женщина говорила коллеге: «Странно как-то немеют руки, а ноги не могу согреть. И тоже немеют. Боль в суставах такая, что ночами не сплю». После эксгумации тела Натальи в ее останках нашли следы токсичного для человека таллия. Тогда правоохранительные органы опросили других учителей и выяснили, что в конце 1986 года похожие симптомы были у двух школьников, учителя химии и партийного организатора. Дети поправились, педагог лишился волос, а парторг скончалась…
Обыск в столовой, который был проведен позднее, следователям ничего не дал. Зато под подозрение попали все работники, имеющие отношение к приготовлению еды. Проверяя каждого служащего, милиционеры приехали с обыском и в дом школьной посудомойки Тамары Иванютиной. В квартире женщины был обнаружен пузырек с неизвестной жидкостью, который сразу отправили на экспертизу. На следующий день на столе следователей лежало заключение экспертов — в склянке было не что иное, как раствор Клеричи (водный раствор с высоким содержанием таллия. Обычно его применяют в минералогии, чтобы вычислить плотность исследуемого минерала). Этого было достаточно, чтобы сразу арестовать Иванютину. На допросах посудомойка ничего не отрицала, даже наоборот — чистосердечно и с явным удовольствием рассказывала, что и с какой целью делала.
Черная вдова
Обогащение всегда было главной целью Тамары, и она не выбирала средства для того, чтобы сказку сделать былью. Следователи выяснили, что первого своего мужа Иванютина отравила ради того, чтобы получить его квартиру в Киеве. Супруг Тамары работал дальнобойщиком и довольно долго подвергался воздействию малых доз таллия. Во всех смыслах финальным аккордом стали бутерброды, которые Иванютина заботливо передала мужу в его последний рейс. Мужчина скончался вскоре после возвращения, и на Тамару не пало ни тени подозрений.
Женщина «горевала» недолго и вскоре снова пошла под венец — уже с Олегом Иванютиным. У его родителей было собственное хозяйство, а в те времена это гарантировало безбедную старость. Видимо, именно из-за этого Тамара решила подписать новоиспеченным родственникам смертный приговор. Родители второго мужа умерли быстро. Первым от «проблем с сердцем» скончался свекр женщины, а всего через несколько дней умерла и свекровь.
«На похоронах отца стало плохо матери. Тамара принесла валокордина и воды. Выпив лекарство, мать зашаталась, ее тут же стошнило. Через два дня она скончалась», — рассказал следователям Иванютин. После этого милиционеры провели эксгумацию тел его родителей и обнаружили таллий.
Самого Олега от смерти спасло только то, что правоохранительные органы успели арестовать его жену раньше, чем она угостила его смертельной дозой раствора Клеричи.
К моменту, когда в их доме устроили обыск, Иванютин уже неважно себя чувствовал и начал терять волосы. Позже он выяснил, что благоверная подыскивала покупателей на хозяйство родителей и квартиру, в которой жили супруги. Своим соседям Тамара сообщила, что ее свекр скончался от наследственного заболевания, которое позже якобы обнаружили и у ее супруга.
Работа не волк
По информации следователей, когда Иванютина только устроилась в школу, коллеги были от нее просто в восторге. Строгая, чистоплотная женщина, прекрасно справляющаяся со своими обязанностями. Однако вскоре коллектив начал замечать странности в поведении Тамары. Например, она обожала находиться в помещениях, где готовили еду. Несмотря на то, что заходить туда ей было запрещено санитарными нормами.
Коллеги, конечно, делали Иванютиной замечания, вот только она в ответ начинала огрызаться. Тогда школьное руководство стало искать замену посудомойке, однако желающих так и не нашли, поэтому дело замяли.
Безнаказанность окончательно развязала Тамаре руки. Она начала убивать всех на своем пути. Парторг и диетсестра пострадали из-за того, что контролировали списание продуктов. Учеников Иванютина травила, чтобы вызвать у них недоверие к школьной столовой, что привело бы к увеличению количества остатков, которые она могла бы забирать себе и скармливать свиньям, которых разводила.
В марте 1987-го Тамара вовсе не собиралась травить кого-то, кроме заведующего столовой, но суп, который налил себе мужчина, остыл, и тогда он вылил его в кастрюлю, из которой потом накормили всех пострадавших. Правда, если бы этого не произошло, Иванютину вряд ли бы поймали и арестовали. Скольких еще она могла убить — сложно даже представить.
Все из семьи
Оказалось, такой метод избавления от проблем практиковали еще родители Тамары. Следователи никогда бы не выяснили этого, если бы мама Иванютиной после ее заключения не пошла бы к соседке по коммунальной квартире с испеченными оладушками. Та побоялась пускать в свою комнату родственницу серийной отравительницы, но не смогла отказать ей и вынужденно приняла угощение. Женщина долго думала, как ей незаметно избавиться от оладушков, но проблема решилась сама собой — выпечку съела кошка.
Спустя пару часов питомец скончался, а соседка срочно позвонила в милицию. Экспертиза оладий показала, что в них все тот же раствор Клеричи. Тогда-то следователи решили плотнее заняться семьей Масленко и выяснили, что старшая сестра Иванютиной, Нина Мацибора, используя таллий, отравила мужа и завладела его квартирой в Киеве. Мама и папа преступниц тоже совершили не одно отравление. Супругами был убит сосед по коммунальной квартире и родственница, сделавшая им однажды замечание.
Уже после того, как Масленко попала в СИЗО, она объяснила своим сокамерницам принцип, которого не только придерживалась сама, но и привила дочерям: «Чтобы добиться желаемого, нужно не жалобы писать, а дружить со всеми, угощать. Но в пищу особенно зловредным добавлять яд».
К слову, супруги Масленко не только обучили своих преступниц-дочерей всем премудростям, но и регулярно помогали им доставать новые дозы смертоносного раствора.
Их поставляла лаборантка, которая изучала образцы, привезенные из геологоразведочных экспедиций. Правда, сама женщина не догадывалась, для чего Масленко используют таллий, ведь ей они говорили, что травят крыс и тараканов.
Ответили перед законом
После того, как Тамара осознала, что ей грозит высшая мера наказания — расстрел, она мгновенно отказалась от всех своих слов и заявила, что сведения из нее выбивали насильно. Правда, к тому моменту было уже слишком поздно пытаться что-то исправить. Следователи доказали, что на счету Иванютиной двадцать отравлений, девять из которых — с летальным исходом. Тамара прошла психиатрическую экспертизу и была признана полностью вменяемой, хоть и с некоторыми отклонениями: завышенная самооценка, крайняя обидчивость, мстительность.
Родственники Иванютиной — сестра и родители — тоже отравили двадцать человек, трое из которых скончались. Впрочем, точное число их жертв могло быть и больше, ведь никто не знает, когда супруги Масленко начали убивать неугодных им людей.
Суд приговорил Тамару Иванютину к смертной казни, ее 79-летний отец получил 13 лет заключения, мать — 10 лет, а сестра Нина — 15. Присутствовавшие на рассмотрении дела друзья жертв, родители отравленных школьников, журналисты и коллеги были настолько шокированы преступлениями этой семьи, что едва не устроили бунт, требуя высшей меры для всех ее членов.
В 1987 году в Лукьяновском СИЗО в Киеве Тамаре дали последнее слово, но она отказалась просить прощения у своих жертв и их родственников, заявив: «У меня не то воспитание». После этого Иванютину расстреляли. Она стала последней женщиной в СССР, в отношении которой смертельный приговор был приведен в исполнение.
Родители Тамары скончались в тюрьме, не дождавшись окончания срока, а ее сестра Нина, как сообщали украинские СМИ, освободилась. Правда, сейчас уже неизвестно, где она и жива ли до сих пор.
Фото: Getty Images, Морковкин Анатолий, Шогин Александр, Набатов Юрий, Желудович Сергей/Фотохроника ТАСС