Образование — ключевой элемент развития личности. Среди множества методов обучения, которые подходят разным типам людей, восприятие на слух является одним из базовых. Аудиальный метод обучения давно помогает человеку грызть гранит науки. Начиная с первой говорящей азбуки в детском саду, саунд-дизайн красной нитью проходит через все этапы обучения чему-то новому. Так, звуки, рассказы и песни помогают малышам обогащать свой словарный запас и развивать слуховое восприятие. Учитель, использующий музыку и звуковые эффекты в учебном процессе, создает стимулирующую среду для детского развития. И чем дальше, тем больше аудиальное обучение принимает структурированные формы, такие как аудиоуроки и интерактивные методы обучения. Ученики слушают лекции, аудиокниги и подкасты. Преподаватели часто используют аудиоматериалы, чтобы расширить темы, представленные в учебниках, и создать более глубокое понимание предмета.
Существует множество исследований, доказывающих, что звук влияет на способность концентрироваться на задаче. Правильно подобранные акустические эффекты могут улучшать учебные результаты. Например, фоновая музыка определенного темпа помогает повысить продуктивность. Именно воздействие фоновой музыки исследовали японские ученые, доказавшие ее положительное действие на продуктивность студентов. В этом исследовании участвовало 12 человек, которые в течение 15 минут выполняли задания в трех разных условиях: в тишине, под любимую музыку и под незнакомую музыку. Лучше всего с заданием справились те, кто выполнял их под понравившуюся им музыку. Однако есть одно важное условие: фоновая музыка должна быть определенного темпа, то есть не слишком динамичной, но и не аналогом колыбельной. Идеальный вариант — приятное музыкальное сопровождение без слов, чтобы внимание не перескакивало с задачи на сюжет песни.
Это и подобные исследования опираются на работы известных ученых-нейропсихологов. К примеру, Лутц Янке, швейцарский нейропсихолог и профессор психологии, известен своими исследованиями о влиянии музыки на мозг и психическое здоровье, а также роли нейронауки в понимании когнитивных процессов. В своих работах он описывает следующую взаимосвязь: музыка вызывает сильные эмоции, а эмоции усиливают процессы памяти. А значит, любимый lo-fi плейлист может стать одним из помощников в выполнении энергозатратных задач.
Возможность включить аудиокнигу по пути в университет — большая привилегия нового мира. Звук в образовательных проектах играет очень важную роль. Он помогает лучше понимать учебный материал, сосредотачиваться на нем, создает хорошую атмосферу для обучения и делает уроки более интересными. Использование звука в учебных проектах — это не просто модный тренд, но и способ сделать образование более увлекательным и доступным для всех. Поэтому, если вы думаете о карьере саунд-дизайнера, но пугает неизвестность, вспомните о том, что саунд-дизайн окружает нас со всех сторон и мы давно с ним знакомы.
Текст: Виктория Кан
Фото: Unsplash, Pexels