Иностранный? Дайте два!
Министр образования Дмитрий Ливанов пояснил целесообразность столь кардинальных перемен в школьной программе - по его мнению, иностранные языки являются не только средством общения, но и способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка. Именно поэтому изучение иностранных языков должно занимать «достойное место в объеме школьной программы».
Однако в настоящее время далеко не все школы готовы мгновенно перейти на новый стандарт обучения — существуют регионы, в которых многие образовательные учреждения с трудом находили ресурсы на преподавание одного иностранного языка. Теперь же им придется изыскивать дополнительные средства для реализации нового стандарта обучения. Для таких школ предусмотрена возможность так называемого переходного периода — правда, сроки его пока остаются неясными.
Двух мнений быть не может! Или может?
С одной стороны новый стандарт школьного образования не может не радовать современных родителей — ведь изучение иностранных языков расширяет кругозор ребенка, открывает перед ним больше возможностей в международном общении, дальнейшем обучении и будущей работе.
Тем не менее, в скорейшую практическую реализацию данного нововведения в российских школах верится с трудом. Во-первых, как отметил сам Дмитрий Ливанов «...проблема в том, что у регионов есть естественное желание на чем-то сэкономить». И чем дальше находится школа от российской столицы, тем сложнее ей будет найти ресурсы на обеспечение достойного преподавания сразу двух иностранных языков.
С другой стороны, высказываются мнения о несвоевременности подобных реформ в образовательной системе — мол, зачем усложнять школьную программу тогда, когда и нынешняя «планка» преподавания во многих школах выдерживается с трудом.
Например, первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что российские школы еще не готовы к введению обязательного изучения второго иностранного языка — в первую очередь из-за низкого уровня преподавания и повышения нагрузки на учеников.
В интервью радиостанции «Говорит Москва» он подчеркнул: «Школьники однозначно столкнутся с дополнительной нагрузкой, более того, я считаю, что это решение является поспешным, потому что школы не готовы к введению второго иностранного языка. У нас уровень преподавания первого иностранного языка зачастую такой, что ребята не могут ЕГЭ даже близко сдать».
По мнению Бурматова, целесообразнее было бы сосредоточиться на повышении в российских школах уровня преподавания... нет, даже не первого иностранного языка, а русского языка!
«У нас до 30% выпускников в некоторых регионах не в состоянии сдать русский язык так, чтобы получить аттестат, - подчеркнул Владимир Бурматов. - И министерство образования вынуждено снижать минимальные баллы по русскому языку, чтобы просто выдать эти аттестаты. Дети не в состоянии изъясняться по-русски, и в том числе из-за нехватки часов».
- Чем больше языков изучают современные дети — тем лучше для них самих, и для страны в целом. Даже если этот стандарт смогут реализовать не все российские школы.%
- Нововведение полезное, но реализовать его на практике в ближайшие годы будет очень трудно.%
- Я не верю, что российские дети после окончания школы реально будут знать по два иностранных языка.%
- Я считаю, что одного иностранного языка в рамках школьной программы вполне достаточно.%
- Введение второго иностранного языка в школьную программу поспособствует тому, что дети будут хуже знать родной, русский, язык.%
- Я поддеживаю мнение о том, что вторым иностранным языком во многих российских школах в итоге окажется китайский язык.%