С этого учебного года российские школьники будут изучать два иностранных языка
Начиная с нового учебного года, российским школьникам с пятого класса предстоит изучать не один, а сразу два иностранных языка. Отныне второй иностранный официально включен в перечень обязательных предметов. Интересно, порадует ли эта перспектива самих школьников?

Иностранный? Дайте два!

Министр образования Дмитрий Ливанов пояснил целесообразность столь кардинальных перемен в школьной программе - по его мнению, иностранные языки являются не только средством общения, но и способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка. Именно поэтому изучение иностранных языков должно занимать «достойное место в объеме школьной программы».

Однако в настоящее время далеко не все школы готовы мгновенно перейти на новый стандарт обучения — существуют регионы, в которых многие образовательные учреждения с трудом находили ресурсы на преподавание одного иностранного языка. Теперь же им придется изыскивать дополнительные средства для реализации нового стандарта обучения. Для таких школ предусмотрена возможность так называемого переходного периода — правда, сроки его пока остаются неясными.

Двух мнений быть не может! Или может?

С одной стороны новый стандарт школьного образования не может не радовать современных родителей — ведь изучение иностранных языков расширяет кругозор ребенка, открывает перед ним больше возможностей в международном общении, дальнейшем обучении и будущей работе.

С этого учебного года российские школьники будут изучать два иностранных языка
В теории у российских школьников отныне появится возможность изучать не один, а сразу два иностранных языка. А станут ли от этого дети на практике более образованными - покажет время...

Тем не менее, в скорейшую практическую реализацию данного нововведения в российских школах верится с трудом. Во-первых, как отметил сам Дмитрий Ливанов «...проблема в том, что у регионов есть естественное желание на чем-то сэкономить». И чем дальше находится школа от российской столицы, тем сложнее ей будет найти ресурсы на обеспечение достойного преподавания сразу двух иностранных языков.


С другой стороны, высказываются мнения о несвоевременности подобных реформ в образовательной системе — мол, зачем усложнять школьную программу тогда, когда и нынешняя «планка» преподавания во многих школах выдерживается с трудом.

Например, первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что российские школы еще не готовы к введению обязательного изучения второго иностранного языка — в первую очередь из-за низкого уровня преподавания и повышения нагрузки на учеников.

В интервью радиостанции «Говорит Москва» он подчеркнул: «Школьники однозначно столкнутся с дополнительной нагрузкой, более того, я считаю, что это решение является поспешным, потому что школы не готовы к введению второго иностранного языка. У нас уровень преподавания первого иностранного языка зачастую такой, что ребята не могут ЕГЭ даже близко сдать».

По мнению Бурматова, целесообразнее было бы сосредоточиться на повышении в российских школах уровня преподавания... нет, даже не первого иностранного языка, а русского языка!

«У нас до 30% выпускников в некоторых регионах не в состоянии сдать русский язык так, чтобы получить аттестат, - подчеркнул Владимир Бурматов. - И министерство образования вынуждено снижать минимальные баллы по русскому языку, чтобы просто выдать эти аттестаты. Дети не в состоянии изъясняться по-русски, и в том числе из-за нехватки часов».

Опрос
А как вы считаете: введение второго иностранного языка в обязательную школьную программу — это своевременное и полезное нововведение?
  • Чем больше языков изучают современные дети — тем лучше для них самих, и для страны в целом. Даже если этот стандарт смогут реализовать не все российские школы.
    %
  • Нововведение полезное, но реализовать его на практике в ближайшие годы будет очень трудно.
    %
  • Я не верю, что российские дети после окончания школы реально будут знать по два иностранных языка.
    %
  • Я считаю, что одного иностранного языка в рамках школьной программы вполне достаточно.
    %
  • Введение второго иностранного языка в школьную программу поспособствует тому, что дети будут хуже знать родной, русский, язык.
    %
  • Я поддеживаю мнение о том, что вторым иностранным языком во многих российских школах в итоге окажется китайский язык.
    %