Сегодня, когда можно смело заявлять о переизбытке одежды, обуви и аксессуаров на прилавках бутиков и в наших гардеробах, сложно поверить в то, что каких-то 50-60 лет назад наши бабушки и мамы не могли себе позволить купить новое платье или очередную пару сапог.
«Советская эпоха с самых первых ее лет — это эпоха нелюбви советской власти к советской женщине», — этими словами знаменитый историк моды Александр Васильев описывал удручающую ситуацию с одеждой в стране: просто прийти в магазин и купить красивое платье или пальто было невозможно.
В условиях тотального дефицита женщины носили туфли на размер больше или на размер меньше (какие уж успеют ухватить), подкладывая кусок ваты или заклеивая пятки, чтобы не стереть ноги в кровь. Спускали все деньги на услуги портних в ателье (хорошая закройщица была на вес золота) или же шили сами: сначала по образцам из журнала «Кройка и шитье», а чуть позже переключились на немецкую Burda Moden.
Проявляя недюжинные дизайнерские способности, жительницы СССР создавали модные вещи с помощью подручных средств: стильное платье-солнце — из рубашки отца или мужа, рюши на блузе — из кружевных оборок на подушках, колготки — из чулок, пришитых к трусам.
В те времена ходила шутка о том, что быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем оптимизм. «И максимум выдумки», — добавили бы мы.
Платья шились из занавесок, павлопосадских платков, иногда даже из мужских маек. К подобным ухищрениям прибегали не только обычные женщины, но и те, кто уже был знаменит. «Я помню, что у меня была из занавески юбка в красную полоску и блузка с гигантским вырезом. В этом наряде я даже появилась на страницах журнала «Советское радио и телевидение», — вспоминала Татьяна Веденеева.
«Мой первый самый любимый костюм для выступления, который мне сшили, — розовый фрак. Потом я только узнала, их чего он был сделан. Это была ткань для бюстгальтеров!» — делилась со смехом Анне Вески.
Каждая женщина знала несколько секретов, как продлить жизнь своих драгоценных колготок, которые в те времена были настоящим дефицитом. Например, дать им полежать в морозилке для того, чтобы они стали прочнее.
Если чулочное изделие рвалось или пускало стрелку, это была целая трагедия, но никто не собирался его выбрасывать. В продаже имелось специальное устройство для поднятия петель, напоминающее вязальные крючки. Те колготки, что невозможно было реанимировать, оставляли, чтобы носить под брюки.
А как вам такой хак? Если на одной «ноге» появлялась стрелка, ее отрезали и ждали момента, когда на вторых колготках порвется другая «нога». После целые части сшивались и вуаля — новая пара готова!
Долгие годы в ходу был прием, появившийся еще в военные годы, когда химическим карандашом рисовали на ноге полоску, которая напоминала шов чулка. Актриса Ольга Аросева вспоминала, как покупала красный стрептоцид, разводила его в воде, мазала ноги, которые приобретали оранжево-бежевый оттенок, гримом рисовала черные швы и так ходила до поздней осени.
Особым шиком лет тридцать назад считались джинсы-варенки. Настоящие можно было достать только через фарцовщиков и за бешеные деньги, поэтому в ход шли подручные средства. Уверены, все, кто в те времена экспериментировал на кухне, вспомнили сейчас и огромный бак с водой, который ставился на плиту, и едкий запах хлорки или отбеливателя, после кипячения в которых в комнате было нечем дышать
Дальше — больше. Джинсы, уменьшившиеся после подобных «процедур» на размер, а то и два, приходилось натягивать с мылом, застегивать лежа. Иногда модницы забирались в ванну с горячей водой прямо в брюках из денима, чтобы ткань идеально села по фигуре.
В Сети можно найти информацию о том, что столь модные в семидесятые деревянные сабо поначалу создавались в подпольных цехах на юге страны, где мастера делали их из обычной древесины и украшали узорами с помощью прибора для выжигания. Сосна, кожзаменитель, гвозди — и вы в тренде!
Это может прозвучать смешно, но в Советском Союзе женщины были счастливы иметь хотя бы парочку пакетов — самых обычных, полиэтиленовых. К ним относились очень бережно: стирали, заклеивали изолентой, зашивали на швейной машине. А некоторые женщины даже использовали пакеты вместо сумок.
В конце 1950-х в столице прошла выставка чешского стекла, и перед советскими женщинами впервые открылся завораживающий мир бижутерии. Оценили эти изделия далеко не сразу, а пока многие мастерили себе бусы из… персиковых косточек. Почему именно они? Потому что у них, по свидетельствам модниц тех лет, была интересная поверхность (с уникальными бороздками), и их достаточно просто было проколоть шилом, чтобы вставить шнурок. Каждая косточка высушивалась, шлифовалась и покрывалась лаком для ногтей. Присмотритесь к фотографиям своих мам и бабушек, может быть, они тоже занимались подобным фруктовым дизайном?
Изобретательность советских женщин не знала границ. Если бусы делали из персиковых косточек, то модные клипсы мастерили из пуговиц. Застежка крепилась к пластиковой детали с помощью иглы, нагретой на огне, и чаще всего украшалась приклеенными блестками. Вблизи смотрелось не особо красиво, но издалека могло сойти за столь желанные стразы Swarovski.
Фото: Нетелев Роберт, Таркпеа Эндель, Великжанин Виктор, Мастюков Валентин, Желудович Н., Кузнецов П., Кожевников В., Аскоченский В., Лисицын Виктор, Пушкарев Альберт, Созинов Виталий, Садчиков Виктор, Бадалян Аветик, Колесников Борис, Овчинников Александр, Датикашвили Малхаз, Грехов А., Семехин Анатолий, Губский С., Недеря Евгений, Панов Станислав/Фотохроника ТАСС