«Сейчас мы с мужем и дочерью живем в Милане, но моя история разворачивалась в Москве. Все началось три года назад, когда я родила Ксюшу. Мне было 29 лет, до беременности я весила около 48 кг при росте 162 см и всегда считала, что мне повезло с фигурой — я была стройной, даже худой, а после родов вес дошел до 57 кг. В цифрах кажется, что это немного, я не стала очень толстой, но тело как будто перестало быть моим. У меня тонкие легкие кости — запястье 13,5 см в обхвате, поэтому 57 кг для меня — перебор.
Мой тип фигуры — «груша», то есть жир откладывается ниже пояса, на бедрах и ягодицах. Все прибавившиеся килограммы оказались именно там: на «пятой точке» появилось «галифе», кожа на бедрах стала дряблая, вялая. Живот свешивался над шрамом от кесарева, как сдутый шарик. Мне казалось, что я состою из киселя или теста: руки слабые, попа стекает вниз, бока повисли.
Я пожалела, что до беременности все мои попытки заняться спортом и наладить питание были такими несерьезными, что меня и на два дня не хватало. Я же всегда была худой, хотя ела, что хотела, и много.
Теперь произошли гормональные перестройки, и организм как будто припомнил мне былую беспечность: все калории, казалось, отложились в «уши» на ягодицах и целлюлит.
А еще я узнала, что носить собственного ребенка на руках — это иногда наказание. Нетренированная спина без мышечного корсета ноет, руки сразу устают, ноги буквально не держат. У меня все время что-нибудь болело. Ну, то есть, что-нибудь помимо груди, ноющей от ГВ (грудное вскармливание — прим. Woman.ru).
Даже забавно, что я не сразу поняла, что у меня действительно проблемы. Почти круглые сутки я посвящала домашним делам, и всерьез задуматься о фигуре мне просто было некогда. Однажды мама, ласково улыбаясь, заметила, что я мамина дочка: мол, фигура у меня точно такая же, как у нее. Вот тут-то я и очнулась. Да, я действительно уже не девушка, я превратилась в «тетку». В зеркале отражалась домохозяйка из плохих анекдотов: замученная хмурая женщина, которая между стиркой, уборкой, готовкой, мужем, ребенком не может найти вообще никакого времени для себя.
Поворотное решение
Я отчетливо увидела, во что превратилось мое тело, и у меня началась депрессия. Было очевидно, что нужно заняться собой, но я никак не могла понять, как это сделать. Сначала я подумала пойти по стандартному пути — записаться в зал. Однако для этого нужно было на 3 часа оставить с кем-то Ксюшу. Муж с утра до позднего вечера работал.
Казалось логичным нанять няню, но и это был не наш вариант: мысли, что нужно будет отпускать их с малышкой на прогулку вдвоем, рождали в голове ужасы. А дома, в нашей маленькой квартире, где толком не развернуться, помощница меня бы только стесняла.
Стало понятно: без дочери в ближайшие пару лет я вообще никуда не смогу выходить. Так был сделан первый важный выбор: заниматься нужно дома.
Решение было принято. Я открыла интернет в расчете быстренько найти себе какие-нибудь хорошие тренировки, но сразу поняла, что легких путей мне и тут никто не подготовил. Кажется, я тогда прочитала вообще все, что выдавалось по моим поисковым запросам. Вся квартира была облеплена стикерами с советами, секретами и диетами. Мне пришлось перепробовать сотни тренировок с Youtube и приготовить десятки ПП-блюд. Многие из этих занятий и рецептов оказались дурацкими и бесполезными. Медленно, но верно все эти сведения стали систематизироваться у меня в голове, я обучалась правильной технике упражнений, отбирала самые эффективные, копила и сама изобретала полезные рецепты из нормальных доступных продуктов. Со временем все эти десятки часов проб и ошибок сделали меня настоящим экспертом в области питания и домашних тренировок — личный эксперимент всегда был для меня лучшим способом учиться.
Основной критерий, по которому я включала в свой комплекс определенные упражнения, подсказал муж: у него раньше был опыт набора мышечной массы. Золотая формула: 70% базовых упражнений, 30% изолирующих. Базовые — это те, что задействуют сразу несколько основных групп мышц: приседания, тяги, выпады, подтягивания и отжимания. А изолирующими прорабатываются отдельные мышцы, чтобы сделать красивый рельеф в нужных местах — сюда относятся махи ногами, упражнения с гантелями на мышцы рук и плеч.
Так строились мои занятия: я тренировалась с прогрессией в весах, по 1-1,5 часа силовых 3 раза в неделю и 2-3 раза по 40-50 минут кардио в другие дни.
Перед тем как хоть что-то стало получаться, пришлось выбраться из очередного тупика: найти время. Я пыталась успеть сделать все дела на свете, и когда у меня это не выходило (а это никогда не выходит), впадала в панику. Винила себя, что не умею правильно распределять задачи на день, отчаивалась раз за разом. Однажды фраза из книги Брайана Трейси изменила все мое понимание о тайм-менеджменте. Она звучала примерно так: «Если вы хотите все успевать, вам нужно не начать делать больше, а перестать делать кое-что вовсе». У меня в приоритете было три главных пункта на день: сытая и чистая дочь, ужин для мужа и мои тренировки.
И чем я решилась пожертвовать? Уборкой. Именно бесконечное наведение порядка отнимало чересчур много времени. Вы удивитесь, но с тех пор в доме заметно грязнее как-то не стало.
Перестроив расписание, я смогла наконец сделать занятия регулярными. Дочь засыпала в шесть вечера и спала до полуночи, до первого кормления. Именно в это время, в 7-8 вечера, я делала силовые тренировки и даже могла после них спокойно принять душ. С кардио по утрам все было немного сложнее. Дочь просыпалась в 6 утра, я ее кормила, сажала в манеж и бегала рядом на эллиптическом тренажере 40 минут. Приходилось готовиться, продумывать стратегические ходы: я собирала рядом целую гору игрушек и выдавала их Ксюше по очереди. Как только ей надоедала одна, подсовывала вторую, третью, и таким образом умудрялась протянуть нужное время тренировки.
Потеря мотивации
С того момента, как я впервые открыла поисковик, полная намерений изменить свое тело к лучшему, прошло три месяца. Поначалу я двигалась только на упрямстве и железном настрое. Иногда меня буквально физически подташнивало от тренировок, ужасно не хотелось каждый день то бегать, то приседать, мозг сочинял десятки отговорок, почему стоит пропустить занятие-другое. Я говорила себе: «Ты приняла решение, ты сделала выбор — неси за него ответственность!» И продолжала. Просто считала повторения столько, сколько нужно. А ведь поначалу для меня даже отжаться от пола один раз было настоящим достижением. Из крошечных побед и состоит путь к успеху, но все же... Я очень долго не видела результатов, на которые рассчитывала.
Вся моя мотивация трещала по швам, когда, например, я не могла найти джинсы в магазине: все они были велики в талии, но не налезали на икры и бедра.
Сегодня я понимаю, почему прогресс не был стремительным. У меня не было готовых решений от профессионалов, мне приходилось тратить время на эксперименты с упражнениями. Моя фигура «груша» худеет сверху вниз, и проблемные зоны, те самые «уши на попе», ушли в самую последнюю очередь, а я-то сначала обращала внимание только на них. Помню, сделала фото, чтобы сравнить «до» и «спустя 3 месяца», и не увидела улучшения. Такой колоссальный труд и время, и мои надежды, и радужные ожидания — все напрасно?! Здорово, что один из моих друзей — тренер и что я решила не постесняться и отправить ему свои снимки. Спасибо ему, он своим профессиональным взглядом заметил изменения в моих пропорциях, которые мне в глаза не бросались, и убедил меня, что прогресс есть. Именно это послужило мотивацией продолжать тренировки.
И именно тогда я наконец обратила внимание, как подтянулись когда-то дряблые трицепсы, насколько рельефнее и выразительнее стала спина, и как хорошо подкачанные плечи уравновешивают бедра.
Я поняла, почему важно прорабатывать не только проблемный низ, но и верх, с которым вроде бы и так все, казалось, в порядке. Теперь в любом комплексе силовых тренировок я уделяю время упражнениям на верхнюю половину. Ведь красота не в конкретных сантиметрах, а в гармонии всех частей и пропорций.
Ни грамма сахара
С питанием, кстати, получалось хорошо. Я была непреклонна: полностью отказалась от сладкого и мучного, даже кетчуп к куриной грудке не добавляла, если в его составе был сахар. Из сладостей позволяла себе только фрукты и сухофрукты. При этом тяжело мне не было ни дня.
Настрой играет огромную роль. Страдания возникают тогда, когда есть хоть немного сомнений: «А надо ли мне все это?». У меня их не было: «Надо!»
Многие девушки с трудом терпят ограничения в еде, все время думают о «запрещенке» и периодически срываются, съедая по четыре куска торта за раз. У меня не было срывов ни разу за полгода. Честно, я горжусь тем, как идеально питалась, но понимаю, что для меня это был вызов самой себе, азартная игра. Возможно, и без этого перфекционизма получилось бы. Вполне нормально съесть пару конфет или кусок шоколадки до 16:00, можно раз в неделю устраивать себе читмил — с чистой совестью лакомиться чем-то запретным. Необходимо сразу с собой договориться, что баловать себя нужно в меру. Главное — тренировки.
Муж мои инициативы с питанием поддерживал, благо рецептов полезной, но при этом очень вкусной еды у меня накопилось немало. А вот мама — та сначала очень переживала, все время пыталась откармливать, не понимала, что мне не нравится в моей «женственной» фигуре.
Желанный результат
Поле того переломного момента в три месяца мне стало проще. Я втянулась, увидела прогресс и наконец начала получать от занятий удовольствие. Самое главное для меня — музыка. Именно она дает мне верный настрой, сразу хочется активнее двигаться. Больше я не отношусь к тренировкам как к страданиям, теперь это для меня танец. Может быть, поэтому мне привычно и легко вовлекать в них ребенка. Сейчас я могу тренироваться в любое время, но невозможно оставить дочь без внимания, поэтому обычно я занимаюсь с ней. Иногда мы устраиваем соревнования в стиле: «А твой плюшевый зайчик может делать скручивания как мама?»
Порой дочь приносит свой синтезатор, играет на нем, а я под эту музыку приседаю — такой вот концерт.
Кстати, важным положительным эффектом моих тренировок и питания я считаю пример, который видит Ксюша. Моя дочь в свои 3,5 года даже не знает, что такое чипсы. Мы их не едим, а на прогулках просто не замечаем их существования. Сладкое дома бывает. Особенно после того как в гости приедет бабушка, но сама я стараюсь покупать для дочери сладости, руководствуясь основным принципом ПП: заменять вкусное и вредное полезными, но тоже вкусными аналогами. Натуральный сорбет из ягод — вместо сладкого мороженого, сухофрукты — вместо конфет. Дома ничего вредного нет, поэтому Ксюша просто ест то же, что мама с папой.
Ну и самый главный результат — теперь я могу помогать другим девушкам, попавшим в такую же ситуацию, в какой побывала сама.
Я понимаю каждую их проблему: нехватка времени и мотивации, «замотанность» бытом, ребенок на руках, возможность заниматься только в квартире. Именно для них я с командой и стала делать специальные курсы домашних тренировок, не требующие сложного оборудования, огромного пространства, тренажеров и больших весов. Я счастлива, что могу показать девушкам: есть эффективные способы привести себя в форму, совместимые с обычной жизнью».
Узнать больше подробностей о жизни Натальи Кузьмич, о ее системе тренировок и питания, можно в ее Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация).